Понедельник, 21 июня 2021 18+

Пираты югорского неба. Экс-сургутская авиакомпания «СКОЛ» балансирует на грани банкротства

Опубликовано: 14 мая 2021, 17:28 | Служба новостей ЮграPRO

Такой случай, чтобы руководство крупной компании обращалось в публичном пространстве с открытым письмом к Правительству РФ, припомнить мудрено. То ли допекло, то ли полная безнадёга, но ли действительно припекло. Адресаты письма — глава Минтранса Виталий Савельев, глава Минпромторга Денис Мантуров и губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Письмо подписал генеральный директор и единственный учредитель ООО «Авиакомпания «СКОЛ» Сергей Шилов.

 

До 2018 года авиакомпания «СКОЛ» имела сургутскую регистрацию, но затем сменила свой адрес на Калининград, очевидно, желая воспользоваться преимуществами, которые предоставляла особая экономическая зона в Калининграде. В частности, резиденты ОЭА (СКОЛ в их числе с 2019 года) в течение первых шести лет получают освобождение от уплаты налога на имущество и налога на прибыль, а в период с седьмого по двенадцатый годы возможность уплаты только половины ставок по этим налогам.

По данным ФНС, в 2020 году в компании работали 572 человека.

Сейчас, по мнению Сергея Шилова, происходит попытка обанкротить структуру со стороны Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК) под руководством бывшего главы Минтранса Евгения Дитриха. Свой интерес по финансам может иметь не только он, но и «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова. Бывшей «дочке» нефтяной компании НПФ «Сургутнефтегаз» принадлежит пакет акций одного из крупнейших российских авиаперевозчиков «ЮТэйр», которой СКОЛ составляло ощутимую конкуренцию. СКОЛ — одна из немногих востребованных частных авиакомпаний, которая немало зарабатывает на государственных контрактах. Сегодня в портфеле компании их уже на 11,5 млрд руб — в основном, на перевозку пассажиров и грузов в труднодоступных районах России.

7 мая 2021 года «ЮграPRO» опубликовало сообщение о том, что авиакомпания ЮТэйр приобретает в 2021 году восемь самолётов Boeing 737, один, из которых поступил в марте.  За 2020 год авиакомпания ЮТэйр сработала с убытком 2,06 млрд рублей и расположилась на седьмом месте среди крупнейших авиаперевозчиков Российской Федерации. Кто бы сомневался, что ликвидация конкурента с миллиардными оборотами и пусть их частичным перетеканием в собственную казну кому-то когда-то вредила.

СКОЛ задолжал ГТЛК порядка 3 млрд руб по платежам на лизинговую технику, но госкорпорация не испытывает желания реструктуризировать долг. В общем то эти действия кредитор производить не обязан.

В аналогичной ситуации оказалась авиакомпания «Якутия». В арбитражном суде Москвы в настоящее время находятся на рассмотрении два заявления о взыскании с авиакомпании «Якутия» более 500 млн рублей долгов.

Первый иск подан АО «ГТЛК» в феврале 2021 года о взыскании задолженности в сумме 105 822 902 руб. 49 коп., неустойки в сумме 9 858 746 руб. 48 коп., технических резервов в сумме 1 083 230,91 долларов США, неустойки в сумме 172 823,21 долларов США.

Второй иск подан ООО «ВТК-Авиа» в апреле нынешнего года о взыскании с АК «Якутия» денежных средств в размере 378 810 215,98 руб.

Похоже на то, что Ютэйр двинулось по той же лизинговой дорожке, на которую ранее ступили «СКОЛ» и «Якутия» — как бы не подскользнуться.

Взыскание долгов – обычное дело, но расклад походит на то, что с рынка авиаперевозчиков понемногу убирают мелких игроков. Ситуация для этого благоприятная – из-за обстоятельств, связанных с уменьшением объема перевозок из-за COVID-19 у авиакомпаний упали выручки, и они перестали справляться с выполнением кредитных обязательств.

В открытом письме за подписью собственника и гендиректора Сергея Шилова СКОЛ предлагает АО «ГТЛК» мировое соглашение о реструктуризации — вместе с гарантиями и залогом в 30% доли в уставном капитале. В апреле другая дочерняя структура «Сургутнефтегаза», «Сургутнефтегазбанк» заявила о намерении обратиться в суд с заявлением о признании СКОЛ банкротом. Ранее банк пытался зайти в судебный процесс в качестве третьего лица, но суд эти попытки пресек. При этом в банке не назвали сумму возможных исковых требований.

Претензии «Сургутнефтегазбанка» — практически полная гарантия того, что СКОЛ все-таки «утопят». И предложенные авиакомпанией 30% уставного капитала роли могут не сыграть — похоже, что ГТЛК нацелилась на куда больший процент акций, который может достаться по итогам процесса банкротства.

Еще часть может отойти под контроль «Сургутнефтегазбанка» — читай, «ЮТэйр». В свое время Дитрих очень плотно работал с нынешним главой Минтранса Виталием Савельевым. Возглавляемый последним в ту пору «Аэрофлот» регулярно получал государственную поддержку, возможно, в ущерб многим другим компаниям. Поддерживал Дитрих и начинания главы Минпромторга Дениса Мантурова. Так что с высокой долей вероятности скоро мы лишимся еще одной авиакомпании — с большим или меньшим ущербом для транспортной отрасли в целом и лизингового рынка в частности.

Комментируя провальную финансовую ситуацию ООО «Авиакомпания «СКОЛ», Сергей Шилов отметил, что компания получила 14 единиц авиатехники осенью 2019 года, когда завершились торги по выбору подрядчиков по оказанию услуг авиационной медпомощи, из-за чего авиатехника простаивала 9 месяцев (всего в 2017-2019 годах компания получила в лизинг от «ГТЛК» 35 воздушных судов: 23 — Ми-8, 7 — Ансат и 5 — L-410). Во-вторых, в 2019 году власти утвердили новую схему финансирования оплаты услуг санитарной авиации, по которой оплачиваются только выполненные полеты без оплаты дежурства воздушного судна. Рыночный тариф летного часа не обеспечивает безубыточную эксплуатацию новых воздушных судов. Поэтому в 2017-2020 годах суммарный убыток авиакомпании «Скол» от участия в программе «Развития санитарной авиации» на полученных в лизинг воздушных судах превысил 400 млн руб. В-третьих, в конце 2019 года «Скол» заключил контракт с МЧС Индонезии на оказание авиационных услуг по тушению лесных пожаров, куда отправил 11 вертолетов Ми-8, но из-за пандемии по контракту была недополучена выручка в 1 млрд руб. В-четвертых, упал объем заказов на авиа услуги со стороны нефтегазовой отрасли.

АО «ГТЛК» имеет по поводу деятельности ООО «Авиакомпания «СКОЛ» отличную точку зрения. Заместитель генерального директора АО «ГТЛК» Антон Королёв:

— По контрактам с ООО «Авиакомпания «СКОЛ»» ГТЛК передала 30 отечественных вертолетов и 5 самолетов L-410 в 2017-2019 годах. Вся техника была поставлена в рамках программ по развитию малой авиации с государственным софинансированием.

В 2019 году «СКОЛ» прекратил совершать платежи по договору. На сегодняшний день долг перед ГТЛК вырос до 3,1 млрд рублей. Мы неоднократно пытались найти варианты решения, которые устроили бы обе стороны. По итогам многочисленных переговоров, авиакомпания «СКОЛ» не смогла договориться с ГТЛК по условиям урегулирования проблемной ситуации и скорейшему возврату просроченной задолженности. Учитывая, что договоренности по урегулированию задолженности между сторонами так и не были достигнуты, мы были вынуждены обратиться в суд для защиты своих интересов и взыскания задолженности в судебном порядке.

Мы уже прошли много судов по долгам авиакомпании «СКОЛ» и выиграли все иски.

На данный момент все имущество «СКОЛа» заложено в двух банках – «Зенит» и «Сургутнефтегазбанк». Такие активы представляют мало интереса для кого-либо. К слову, 22 апреля текущего года «Сургутнефтегазбанк» разместил на федресурсе извещение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве «СКОЛа».

Также в письме «СКОЛ» ссылается на то, что главной причиной тяжелого положения компании стала пандемия. Глупо отрицать, какую огромную нагрузку на бизнес оказал мировой кризис, однако проблемы авиакомпании начались за несколько лет до начала распространения коронавируса.

«СКОЛ» пишет об отсутствии выручки по факту проведения работ в Индонезии. Так вот, все другие присутствующие там авиакомпании, согласно имеющимся данным, получили выручку в полном объеме.

Относительно контрактов по санавиации. Могу сказать, что вопрос проработан во взаимодействии  с Минздравом России и представителями регионов, в которых осуществлял операционную деятельность «СКОЛ». Совместно был определен ряд действующих авиакомпаний, которые могли бы выполнять санитарные работы в будущем.

Новые эксплуатанты получат эти вертолеты быстро и смогут сразу приступить к работам.

Скоро, судя по всему, крышка над авиакомпанией «СКОЛ» захлопнется, и сейчас идет процесс подготовки гвоздей, которые общими усилиями в эту крышку будут заколочены.

СПРАВОЧНО:

ГТЛК опубликовало отчетность по МСФО по итогам 2020 года

Согласно отчетности, активы компании по итогам 2020 года увеличились на 212 млрд рублей и достигли 981 млрд рублей. Общий совокупный доход компании за период составил 0,3 млрд рублей. Доход от основной деятельности за 2020 год превысил 12,5 млрд рублей.

«Доход ГТЛК от основной деятельности по итогам 2020 года остался на уровне 2019 года. При этом активы компании вплотную приблизились к отметке в 1 трлн рублей. Все это свидетельствует о том, что ГТЛК удалось оперативно перестроиться и продолжить эффективно выполнять свои задачи в сложный для экономики период», — отметил в комментарии на сайте компании генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.

Рубрики: ПравдаPRO, Сургут, Экономика. Метки: , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

867
Просмотры:
10
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Аноним пишет:

    У пилотом полетов без баланса не бывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑