Понедельник, 28 сентября 2020 18+

Власть – в одни руки? Почему в Югре «козлами отпущения» назначили депутатов Дум муниципальных образований?

Опубликовано: 26 августа 2020, 16:49 | Служба новостей ЮграPRO

Эпидемия коронавируса, с которой в России борются всем миром, на самом деле в ловких руках оказалась весьма удобным политическим инструментом. В период общественного затишья на фоне запретов на публичные мероприятия было, к примеру, организовано массовое действо по голосованию по поправкам в Конституцию РФ. Это то, что было наиболее заметно. Были и события местного значения, которые окажут в дальнейшем влияние на систему управления округом. В чью пользу? – спросит читатель. В пользу того, кто в последнее время не проигрывает.

22 июля 2020 года состоялось заседание Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе. Сначала несколько слов о самом Совете, потому что многие, возможно, не знают, для чего он нужен и как вписывается в систему управления округом. В состав Совета входят главы администраций муниципалитетов округа, председатели Дум, члены правительства – почти 90 человек. Судя по спискам, подавляющее большинство из них представляют «Единую Россию».

Постановлением губернатора ХМАО-Югры о Совете от 19 января 2011 г. N 8 (с изменениями) не предусматриваются какие-либо административно-распорядительные функции этого органа, как и не прописан механизм принятия решений, насколько они обязательны для муниципалитетов и что будет, если рекомендации Совета не выполнить. Протокол заседания – и все, где правда, есть строчка «решил», непонятно только, с точки зрения юрисдикции, насколько обязательно для муниципалитетов и правительства Югры исполнение этого «решил», потому что это не вписывается действующий порядок принятия решений на уровне муниципалитетов.

Это «решил» носит скорей всего некий декоративно-прикладной характер, потому как в Совете представлены все чиновники округа, от мала до велика, то вроде как их коллективное мнение есть мнение делегировавшего им полномочия электората, хотя это совсем не так и от истины далеко.

22 июля 2020 года Советом, кроме прочих, приняты следующие решения:

«Рекомендовать представительным органам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры установить в Уставах муниципальных образований не более 1 муниципальной должности представительного органа городского округа и муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, предусматривающей осуществление полномочий лицом, её замещающим, на постоянной основе. …(по примеру городов Когалыма, Лангепаса, Нягани, Покачи, Пыть-Яха, Радужного, Белоярского, Березовского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Октябрьского, Советского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов)» (пункт 1.5 Протокола).

«Рекомендовать главам и представительным органам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры передать полностью либо частично функции аппаратов представительных органов, обеспечивающих деятельность представительного органа, исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления (по примеру Белоярского, Кондинского и Нижневартовского районов)» (пункт 1.6. Протокола).

Немного мудрено написано, у чиновников выработался свой служебный новояз, который для ясного понимания иногда требует вмешательства толмача.

Изначально непонятно, какими аргументами руководствовался Совет, и на основании каких нормативных правовых актов принимались эти решения. Каким образом принимались решения тоже не понятно — в Положении об указанном выше Совете о порядке принятия решений не сказано ни слова. Голосование на Совете не предусмотрено, тогда кто и на основании чего принимает «решения»? Невольно напрашивается ответ о том, что решения на Совете принимаются единолично губернатором округа, а Совет, в данном случае, это лишь инструмент для продвижения идей, пусть даже и сомнительных как с точки зрения здравого смысла, так же не соответствия федеральному законодательству.

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, но только в случаях и в порядке, установленных данным Федеральным законом.

Закон, при этом, не дает право указанным государственным органам устанавливать в отношении муниципальных образований численность муниципальных служащих, депутатов представительных органов муниципальных образований и иных лиц, замещающих муниципальные должности. Решение данных вопросов относится к компетенции самих муниципальных образований с учетом их финансовых возможностей.

Предельная численность депутатов, которые могут осуществлять свою деятельность на постоянной основе, регулируется непосредственно указанным выше Федеральным законом № 131-ФЗ. Согласно нормам данного Закона на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат. Все четко и понятно.

Таким образом, предельная численность депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, определяется Федеральным законом, право изменить эту предельную численность органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено К тому же, Совет при губернаторе с его непонятными полномочиями не является органом государственной власти. Или все по Борису Ельцину: «Берите власти, сколько хотите»? А это значит, что первое из указанных выше решений Совета, принято без законных на то оснований, следовательно, является неправомерным.

Интересен мотив принятия и второго решения: только ли экономия бюджетных средств стоит за его принятием или преследуются и другие, политические цели. Первая: фактическое сосредоточение местного самоуправления в одних руках — главы муниципального образования (тогда слово «самоуправление» будет иметь совершенно иной смысл). Вторая – контролировать депутатскую деятельность еще на уровне подготовки документов, когда замысел акции в отношении администрации только формируется.

При таком раскладе функция у представительного органа муниципального образования, по сути, останется одна, и та формальная — одобрять разработанные местной администрацией проекты решений – оппозиции-то никакой ни в округе, ни в муниципалитетах нет. Возникает вопрос: если представительные органы мешают воплощению в жизнь «передовых» идей, зачем же ограничиваться сокращением аппаратов, обслуживающих эти органы?

Можно пойти дальше, например, инициировать внесение изменений в законодательные акты об упразднении этих представительных органов и, наконец-то, узаконить назначение глав муниципальных образований губернатором (в отдельных случаях это так и есть).

В этой связи возникает еще один вопрос, а нужны ли вообще муниципальные депутаты? Если продолжить логику решений Совета – нет! Чем же раздражают депутаты от оппозиции, а все чаще и «единороссы», глав муниципальных администраций, чем мешают?

Граждане нет-нет да обращаются к депутатам представительных органов с жалобами на действия администраций муниципального образования. С депутатскими запросами надо возиться, и часто всплывают факты, которые чиновникам исполнительной власти не хотелось бы обнародовать: коррупция, родственные связи, друзья… Как не порадеть родному человечку?

Судя по всему, персонал из аппарата Думы сократят – решение Совета есть поездка с билетом в одну сторону. Между тем, депутатам при рассмотрении обращений, в отдельных случаях, нужна консультация независимых специалистов.

Расходы на специалистов из частных структур не предусмотрены. Какую консультацию, в таком случае, можно будет получить от специалиста, находящегося в подчинении лица, возглавляющего администрацию? Решение Совета предусматривает игру только в одни ворота.

То же самое можно сказать о консультациях, разъяснениях по проектам решений, вносимых на рассмотрение представительных органов — здесь будет действовать лозунг «Глава всегда прав. Если глава не прав, смотри пункт первый».

Советом декларировалось, что цель этих сокращений штатов — повышение эффективность расходования бюджетных средств.  Похоже на словоблудие, потому как предполагается экономия на аппаратах представительных органов местного самоуправления? Кто-нибудь хотя бы из любопытства рассматривал штаты муниципальных администраций?

У глав муниципальных образований имеется по несколько заместителей, плюс референты, помощники, в отдельных администрациях имеются структурные подразделения, которые состоят из 1-2 человек (только начальник подразделения или, в лучшем случае, начальник подразделения и его заместитель). Кроме того, в муниципальных образованиях есть контрольно-счетные органы с массой аудиторов, содержание едва ли себя оправдывает. Там еще много чего есть – разобраться некому.

Было бы справедливо и в тренде последних новаций передать так же функции аппарата Думы округа Правительству округа. Или что-то в этой системе власти устроено слишком хитро: есть Олимп, а есть рядовые участники бюджетного забега?

Хотя, не исключено, дело не в бюджете – он все стерпит, а в политике, ограничении возможностей в работе депутатов, которые в самый не подходящий момент суют нос в уже решенное и не свое дело.

Для примера, что бюджет в этой рекомендации Совета не главное, приведем еще одну, из принятых 22 июля: «Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов, имеющим в структуре исполнительно-распорядительных органов должности, не являющиеся должностями муниципальной службы (технический персонал), пересмотреть структуру, вывести вышеуказанные должности на аутсорсинг или в специализированные организации».

Судя по всему, никто толком не считал, во что обходится бюджету содержание на скромной зарплате дворника или уборщицы? И кто считал, во что обойдется бюджету аутсортинг с оплатой налогов привлеченной со стороны конторы, зарплаты ее начальника и заместителей, бухгалтеров, диспетчеров, транспорта, и только в последнюю очередь – той самой уборщицы, которую уволили из аппарата органа власти, но она теперь делает то же самое, но на аутсорсинге? И откуда возьмут в деревне с населением в 1 тысячу человек этот самый аутсорсинг – там и слова-то такого не слыхали!

В конечном итоге, как показывает жизнь, если где то убыло, то где-то обязательно прибыло. После передачи функции аппаратов представительных органов местным администрациям, муниципальные администрации будут вынуждены расширяться квалифицированными кадрами. Возможно, те, кого сократили в думах, просто перейдут в другой кабинет на другом этаже того же здания. Только начальник будет другой: не избранный электоратом думец, а назначенный губернатором владыка местной администрации и территории, распорядитель бюджета и судеб…

Так что, ничего личного, только политика?

Рубрики: Белоярский район, Когалым, Кондинский район, Лангепас, Нефтеюганский район, Нижневартовский район, Нягань, Октябрьский район, Покачи, Политика, ПравдаPRO, Пыть-Ях, Радужный, Советский район, Сургутский район, Ханты-Мансийский район. Метки: , , , , .


Рейтинг новости:

524
Просмотры:
7
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑