Среда, 30 сентября 2020 18+

Чиновники не знают: Хозяин свалки автопокрышек в Югре Юрий Азиков – злодей или жертва?

Опубликовано: 13 августа 2020, 15:48 | Служба новостей ЮграPRO

Вчера завершился визит в ХМАО заместителя министра природных ресурсов и экологии России – руководителя федерального агентства лесного хозяйства Сергея Аноприенко. Его приезд не вызвал особого ажиотажа среди чиновников, программа его поездки была беспроблемной. Сергей Аноприенко познакомился с тем, как в Сургуте выращивают саженцы, обсудил с губернатором Югры Натальей Комаровой реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в автономном округе, вручил награды сотрудникам базы авиационной и наземной охраны лесов. До проблемных объектов не доехали, хотя, вероятно, зря. «ЮграPRO» информировало читателей об этом визите.

Помнится, в конце 2017 года приезд в округ депутата Госдумы, федерального куратора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Владимира Гутенева вызвал большое шевеление среди чиновников: проводили «круглые столы», проверки проблемных экологических объектов, в частности, полигона по переработке автопокрышек ООО «Березка», который находится вблизи Нижневартовска. Тогда владелец свалки москвич Юрий Азиков был оштрафован на 243 млн рублей. Как потом выяснилось, чиновники суетились зря, Гутенев до полигона не доехал.

Арбитражный суд ХМАО-Югры на гребне этой волны борьбы за экологию своим решением обязал арендатора земель лесфонда ООО «Березка» в течение 6 месяцев сдать земельный участок в рекультивированном состоянии. Уже тогда скептики и знатоки вопроса высказывали сомнения, что давний «партнер» районной мэрии выполнит решение суда, а десятилетняя, а теперь уже почти пятнадцатилетняя история с полигоном не затянется на неопределенный срок. Так и вышло, но об этом чуть позже.

История полигона «Березка» началась почти 20 лет назад. Все это время несанкционированная свалка шин сопровождается судебными тяжбами экологов, местных властей, арендатора земель и надзорных органов. Изначально территория была выделена под полигон утилизации автомобильных покрышек, но позже выяснилось, что данная площадка находится в составе земель гослесфонда (относящихся к лесам 1-й категории), на которых законодательно запрещено размещение подобных объектов. Проект по строительству полигона, получивший еще в 1999 году, положительное заключение государственной экологической экспертизы, так и не был реализован. И, несмотря на то, что свалка изначально была признана несанкционированной, а арендатору внесено представление об устранении нарушений, по факту для улучшения ситуации ничего не было сделано и не делается до сих пор. Складирование отработанных автопокрышек продолжалось здесь более 10 лет.

Эколог-общественник Анатолий Силивончик побывал на днях на этом гигантском кладбище автомобильных покрышек и убедился, что за время, прошедшее с того же приснопамятного 2017 года на полигоне не сделано ничего, как смысле рекультивации, так и в смысле переработки.

— Такие места на планете, где 20 гектаров земли завалены 5-метровыми Монбланами из старых автопрокрышек, еще надо поискать, — говорит Анатолий Силивончик. — Не исключено, что округ может оказаться единственным владельцем такого богатства. Между тем, в мире существуют технологии, которые утилизируют старые покрышки без остатка. Их используют в дорожном строительстве, производстве различных покрытий, в том числе для спортивных площадок, в промышленном строительстве. В той же Финляндии перерабатывается 100 процентов старых шин, есть передвижные комплексы, которые мобильны и обладают всеми необходимыми технологиями. Переработкой  занимаются исключительно частные компании, они же ведут прикладные научные исследования по расширению применения переработанного сырья – государство в это не вмешивается. Сама система финансирования выстроена по-другому. Стоимость утилизации покрышек закладывается в стоимость автомобиля и другой колесной техники. Эти средства в обязательном порядке перечисляются компаниям, которые занимаются переработкой. Если учесть, что эти компании сами же выпускают готовые изделия, то понятно, почему этот бизнес в Финляндии высоко рентабелен.

Судя по тому тоскливому запустению, в котором сейчас находится полигон «Березка», организация испытывает серьезные финансовые трудности. Еще три года назад Юрий Азиков довольно пессимистически оценивал финансовые перспективы:

— Есть одна проблема: мы находимся в аппендиксе страны. Регионы, которые находятся удалённо от рынка сбыта, неконкурентоспособны, мы не можем по одной и той же цене конкурировать. И пояснил, что такому производству нужна поддержка, например компенсация из бюджета затрат на транспортировку продукции.

Попытки по переработке сырья на полигоне были, но они завершились ничем. По сей день, уже несколько лет лежат на полигоне мешки с порубленными на куски покрышками, уже истлели: не вывезти их, не дополнительно переработать возможности, видимо, нет.

 — Автомобильные покрышки относятся к IV классу опасности, — продолжает Анатолий Силивончик. — В итоге за эти годы на территории полигона накопились такие токсичные вещества, как сера, стеариновая кислота, различные металлы, канцерогены. Точно сказать, сколько и какие вредные вещества попали в почву и грунтовые воды сейчас едва ли кто сможет. Насколько известно, проектом не предусматривалась гидроизоляция, то есть исключение проникновения в почву токсичных элементов. На территории полигона имеются водоёмы, где тоже происходит беспрепятственное проникновение токсичных элементов.

Проблема уже всеми как бы забыта, мы все говорим о рывках и прорывах, а подтирать за собой следы никто не хочет, — продолжает Анатолий Павлович. – Вот он, прорыв, сделайте нормальную переработку покрышек на полигоне. Уже понятно, что одной «Березке» такой объем не вытянуть, а уголовными делами на руководителей или штрафами проблему не решить. Ну давайте посадим Азикова и еще с ним за компанию кого-нибудь. Проблема решится? Нет, она станет только острее, потому что человека, который в теме, не станет, он будет в отсидке. «Березке» припаяли штраф, они его заплатили, прокуратура отчиталась, какие молодцы, а проблема утилизации решилась? – нет. Если бы «Березка» пустила те же 400 с лишним миллионов штрафа в транспорт и технологии, был бы виден результат. Сотни миллионов растворились в бюджете, но свалка от этого исчезла ? – нет!

Сейчас по весьма не точным подсчетам на полигоне находится от 1 млн до 1,2 млн покрышек. Если взять вес одной покрышки хотя бы за 100 кг, то здесь размещено 10 млн тонн вторсырья.

Есть и еще одно обстоятельство, которое сейчас тревожит, похоже, только МЧС. Сейчас немногочисленные работники полигона работают над прокладкой проездов для пожарных машин, выполняя предписание государственного надзора.

То есть, существует реальная опасность, что какие-нибудь городские шалопаи в шутку подожгут резиновые горы из покрышек. Если запылает такой объем в десятки миллионов тонн, смогут ли пожарные расчеты проехать по тем дорогам, которые для них прокладывают. Как бы не пришлось им наблюдать за пожаром издалека, а также за тем, как жители Нижневартовска в панике покидают задымленные ядовитым смогом городские кварталы.

Рубрики: Нижневартовск, ПравдаPRO, Происшествия. Метки: , , , , , , .


Рейтинг новости:

741
Просмотры:
9
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Эксперт пишет:

    Слепые экологи из Росприродрадзора, Юграприроднадзора, природоохранной прокуратуры и прочих слабовато видящих! Вас надо напазывать рублем , вас! Телевидение — вы поете дифирамбы эконачальникам и заму губернатора от экологии, а также спящему Пикунову — разбудите их!

  2. Я пишет:

    Зато Азиков обосновался в Москве и штраф не платил (исполнительный лист висит у приставов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑