Среда, 23 сентября 2020 18+

Нефть дешевеет, бензин дорожает! В Югре цены на автомобильное топливо выросли на 10%

Опубликовано: 15 июня 2020, 18:35 | Служба новостей ЮграPRO

Как-то не публично, насколько это возможно, розничные цены на бензин в Югре и России за год выросли примерно на 10 процентов. Цены немного различаются по городам и районам, но рубль-два в данном контексте не имеют принципиального значения, потому что интересна сама тенденция. Официально этот, с точки зрения владельцев автотранспорта, беспредел, никто из официальных лиц не комментирует, надзорные органы не реагируют. То есть, их точки зрения, игра проходит по неким тайным правилам, которые не нарушены, а сколько «лишних» рублей вымыто из кошельков граждан — дело десятое.

Основной причиной постоянного роста цены на бензин — является картельный сговор нефтяников, считает российский экономист Олег Комолов.

«Четыре компании в России добывают 70,6 % (Роснефть добывает 34,8 %, Лукойл – 14,7 %, Сургутнефтегаз – 10,8 %, Газпром – 10,3 % прим. ред.). И они перерабатывают 80 % нефти. Наличие картельных сговоров становится обязательным атрибутом такого состояния рынка, а государство будучи связано в капитале с 2 из этих 4 гигантов по традиции закрывает глаза на не прикрытую эксплуатацию общественных интересов и в добавок регулярно оказывает им поддержку через механизм налоговых льгот», — заявил Олег Комолов.

Общеизвестно, что пользование автомобилями во время самоизоляции по COVID-19 существенно уменьшилось, и за чей же счет владельцы ГСМ-бизнеса должны восполнять потери? Именно этим фактором можно отчасти объяснить рост цен на топливо, хотя есть и другие обстоятельства. «ЮграPRO» в ожидании потрясений, связанных с распространением коронавируса, нерабочими днями и прогнозируемым спадом экономики и потребления всех видов ресурсов 22 апреля 2020 года разместило публикацию «Югра — банкрот? Коронавирус обрушил цены на нефть и уничтожает основу экономики региона».

В ней, в частности, говорилось: «Пока чиновники всех уровней замерли в ожидании того, что падение цен на нефть исчезнет, как страшный сон, и все опять, как еще в 2019 году станет кругло-шоколадно. Те не менее, эксперты не просматривают тенденцию мировой экономики и российской, в частности, на увеличение потребления углеводородов, потому что многие энерго затратные отрасли сферы деятельности сейчас находятся в полу тлеющем состоянии».

Собственно, в смысле оживления экономики с тех пор ничего существенного не произошло, кроме составления планов правительством по ее восстановлению, но в них речь идет больше о поддержке системообразующих предприятий промышленности, строительства, транспорта, банковского сектора и так далее. Роль гражданина в этом понимании рассматривается на уровне муравья, когда спасти муравейник много важнее, чем муравейник в целом, хотя такой функционал весьма жесток, но приоритеты не только в нашей стране, но и в регионе расставляют не граждане.

«ЮграPRO» 3 июня 2020 года сообщало о том, что «В годовом выражении среднесуточная добыча нефти в РФ в мае сократилась на 15,5%».

Казалось бы, какое отношение это имеет к обычному гражданину-владельцу «легковушки» или покупателю супермаркета? Самое непосредственное, потому что, обладая даже своими незначительными финансами, они так или иначе участвуют, посредством этих финансов, в большой игре мировой элиты рынка углеводородов, копеечка к копеечке, как нищему на паперти, собирая многомиллиардные состояния для отечественной и мировой элиты.

К этой теме еще вернемся, потому что именно в ней можно найти ответ на вопрос, могут ли в России цены на топливо резко пойти вниз, как это произошло после падения цены на нефть в апреле-мае в Европе, Америке, многих странах Азии.

Предварительно стоит разобраться в причинах феномена, почему в России, в отличие от других стран, розничные цены на ГСМ никак не реагируют на повышение или падение мировых цен на нефть-сырец, а если реагируют, то только в сторону очередного повышения. Судя по динамике последний лет, потолка у этого повышения в нашей стране просто не существует. Состояние перманентного кризиса в нашей стране не только в политике, но и в экономике не дает оснований считать иначе.

Топливно-энергетический комплекс около пятидесяти лет считается сначала в СССР, а затем и в России стратегической отраслью. Подходы к его развитию и использованию тогда и сейчас коренным образом различаются, но мы про сейчас. Из общего объема той же нефти на внутреннем рынке используется примерно четверть. Теперь о ценообразовании, то есть, почему в США цена бензина на заправках при колебаниях цены на нефть может «плавать», а в России неуклонно стремится вверх?

Посмотрим на структуру ценообразования бензина в России и США. Обратим внимание на два параметра: себестоимость сырья и налоги, остальными в данном случае можно пренебречь. В США стоимость сырья в конечной цене составляет более 50 процентов, в том время, как в России — менее 10. Столь же сильно различается и налоговая нагрузка: 20 процентов и 73. Надо понимать, что это некие усредненные данные — большей точности в нашем случае не требуется. Речь сейчас не идет о том, что «Роснефть» выторговала себе многомиллиардные послабления по Самотлорскому месторождению, других обстоятельствах, которые в данном случае не так важны. Важнее другое: если в Америке ТЭК является просто одним из элементов экономики, то в России это — не только основа бюджета со всеми вытекающими, но также лужайка для кормления чиновников и элиты.

Соответственно, розничные цены ГСМ в США и в России по-разному реагируют на биржевые колебания стоимости барреля. Можно ли снизить цену на бензин в нашем государстве, если основным потребителем маржи через НДПИ, акцизы и прочие фискальные платежи является само государство? Едва ли, потому что никто из чиновников не станет затягивать удавку на собственной шее. Дойной коровой в данном случае остаются население и предприятия, работающие в основном на удовлетворение потребностей внутреннего рынка: стоимость топлива вкладывается в любой продукт, от хлеба и молока до чугунных болванок.

Кроме прочего, снижение объемов добычи углеводородов, уменьшение экспортных поставок, падение цены на нефть отнюдь не стимулирует власти на уменьшение цен, но инициатива розничных торговцев по их повышению тоже не вызывает у власти порицания: каждый выживает как может и как считает нужным.

Есть еще один немаловажный вопрос, на который аналитики от финансов и нефти пытаются найти ответ: насколько эффективны наши нефте и газодобычи, насмерть бьющиеся с конкурентами за место под солнцем на зарубежном рынке? Чтобы упростить задачу, вспомним фразу из рекламы «Газпром — народное достояние». Если следовать логике Конституции РФ, даже в ее варианте с поправками, народное — значит государственное.

Оставим в стороне Газпром — мы сейчас о Роснефти, главном добытчике нефти и бюджетных средств в России.

Основные цифры и показатели Роснефти о работе общества в 2019 году наиболее любознательные из читателей могут почерпнуть из годового отчета общества.

Для тех, кто не посчитает нужным знакомиться с этим документом, скажем: не отчет — песня, точнее — гимн.

Но есть несколько вопросов, которые касаются утверждения, что «Роснефть — наше достояние».

С марта 2020 года, после продажи активов Роснефти в Венесуэле, Россия имеет 40 процентов акций в этом обществе, по данным других источников, по прежнему АО «Роснефтегаз» имеет 50%+1 акция. Проверить это трудно. Россия не является прямым учредителем Роснефти, а осуществляет руководство через структуры, учрежденные правительством РФ. АО «Роснефть» управляет «Роснефтью», «Газпромом», «Росгазификацией», «Интер» РАО и Каспийским трубопроводным консорциумом, не имеет публичного сайта, но зато имеет официальное право скрывать о себе любую информацию. Остальные акционеры ПАО «Роснефть» — в основном иностранцы.

С учетом вышесказанного, учитывая интерес федеральной власти к доходам Роснефти, аппетиты зарубежных акционеров, другие факторы, можно ли надеяться на то, что ценовая планка бензина на АЗС поползет вниз, в том числе и в Югре, где сырье для ГСМ течет полноводной рекой?

Рубрики: ПравдаPRO, ТЭК, Ханты-Мансийск, Экономика. Метки: , , , , .


Рейтинг новости:

663
Просмотры:
8
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. НКВД пишет:

    в Россие экономика не работает она работает по указке сверху. Значит не было отмашки от «самого» и ФАС команды не было………..

    • Анатолий Александрович пишет:

      В России экономика, как раз, работает по команде сверху. А «верх» работает на олигархов. Вот поэтому и цены на бензин растут, когда нефть дешевеет — что бы Сечин и Богданов спали спокойно)

  2. Сам себе редактор пишет:

    У нас все, как всегда — народ вторая нефть. За все и везьде платит народ. Акцизы — народ, транспортный налог — народ, велли дурацкий «Платон» — тоже народ в конечном итоге «отоварили»….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑