Воскресенье, 15 декабря 2019 18+

Почему Валеев главнее Зобницева? Или как душат малую авиацию в департаменте транспорта Югры?

Опубликовано: 15 ноября 2019, 18:21 | Служба новостей ЮграPRO

16 октября 2019 года «ЮграPRO» опубликовало материал «Дума ХМАО-Югры производит суррогат: депутаты голосуют за то, о чем не имеют понятия?»

В публикации говорилось, в частности, о проблемах развития малой авиации в Югре. Понятно, тем не менее, что бесплатные пряники с неба нигде не падают, и для любого движения или не движения денежных средств нужно решение чиновников. О том, как и в чью пользу эти решения принимаются, расскажем чуть позже. Сейчас же напомним о том, что «Дума, сильно не заморачиваясь, проводит свои заседания в соответствии с регламентом работы, по принципу «одобрямс-одобрямс» — писало «ЮграPRO» 16 октября 2019 года. — В чем же заключается тот подводный камень под названием «одобрямс»? Накануне вопросы повестки, которые будут рассматриваться Думой, обсуждаются на комитетах Думы, в состав которых входят не все депутаты, и с санкции комитета, обсуждение сводится к короткой формуле «одобрямс — не одобрямс». Не «одобрямс» на заседаниях Думы не бывает, бывает только «одобрямс». Обыватели говорят, «Единая Россия» рулит».

Вернемся, тем не менее, к теме малой авиации, или, как правильно ее называют, авиация общего назначения (АОН). Во всем мире, который, конечно, для нас не пример, малая авиация развивается достаточно интенсивно. В Северной Америке, отчасти, можно очень часто в аэропортах увидеть площадки с огромным скоплением небольших самолетов, которые по своему размеру даже больше, о чем приаэропортные парковки автомобилей или даже стоянки «большой авиации».

Малая авиация задействована не только как элемент увлечения и хобби жителей, но и является настоящей отраслью экономики зарубежных стран. Традиции летать на небольших самолетах уходят ещё в первую половину двадцатого века, когда еще задолго до появления Алиэкспресса и Амазона именно легкие самолеты были средством быстрой доставки легких грузов и небольшого количества пассажиров. Малая авиация применялась и широко применяется для авиационной обработки сельхозугодий, для организации почтовых перевозок и для многих других сфер. Здесь маленький самолет был и остается незаменимым.

В нашей же стране ситуация развивалась по-другому в силу того, что мы жили за железным занавесом, и малая авиация для Советского государства считалась какой-то невообразимой роскошью и даже  угрозой. Себе невозможно было представить, что кто-нибудь на самолете перелетит границу, или кто-нибудь на небольшом самолете приземлится на военном аэродроме. Памятна всем и посадка на Красную площадь Матиаса Руста на легком самолете Цесна.

В современной России ситуация медленно, но уверенно стала меняться. Если ранее полеты носили исключительно разрешительный характер, и никто не мог подняться в небо без разрешения, то, в соответствии международными правовыми нормами, в последние 10 лет в нашей стране реализован принцип уведомительного согласования полетов для авиации общего назначения, буквального у каждого россиянина есть возможность получить свидетельство на право управления сверхлегким самолетом и даже свидетельство частного пилота, по которому уже можно летать даже за границу.

Для справки:

В России самолет относится к сверхлегкой авиации если его взлетная масса не превышает 495 кг и к легкой авиации если его взлетная масса не превышает 5700 кг. Количество небольших самолётов в России неуклонно возрастает и достигло в 2019 году более десяти тысяч.

В настоящее время в Югре летает около сотни малых воздушных судов.

После того, как Правительством РФ была принята соответствующая целевая программа развития малой авиации и при правительстве была создана рабочая группа, ситуация стала меняться. Росавиация стала согласовывать создание небольших взлетно-посадочных полос вне действующих аэропортов, были приняты решения, связанные с облегчением процедур регистрации и эксплуатации АОН. Все это приблизило нашу страну к мировым принципам организации процессов, связанных с использованием и эксплуатацией воздушных судов, относящихся к классу авиации общего назначения.

Решения на уровне Федерального центра стали толчком для выработки соответствующих решений на уровне субъектов РФ. В целом ряде регионов: Самарской, Челябинской, Тверской областях, других регионов были приняты соответствующие региональные программы по развитию малой авиации. В настоящий момент наиболее масштабная программа действует в Приморском крае.

А что же Югра, как откликается она мировые тенденции? Или все остается на бумажном уровне под возгласы «одобрямс»? В Югре 5 лет назад были приняты определенные решения и Целевая региональная программа развития транспортной инфраструктуры, где появился соответствующий раздел (правда, не имеющий финансирования), а также была создана рабочая группа при правительстве Югры по развитию малой авиации. Вроде бы все должно было и в нашем регионе в отношении развития АОН меняться к лучшему, но, к сожалению, под руководством бывшего заместителя губернатора Шаповала фактически ничего в рамках работы этой структуры создано не было.

Инициативы, которые озвучивали участники заседания рабочей группы, представители сообщества АОН, услышаны не были. Они предлагали решать задачи в нескольких направлениях: первое, это снижения ставок налога на землю под взлетно-посадочные площадки, второе, это снижения ставок транспортного налога для авиации общего назначения, третье, это решение вопросов по льготной базировке воздушных судов АОН в государственных аэропортах Югры. Также в качестве одной из мер поддержки предполагалось обеспечение возможности безвозмездного пользования инфраструктурой, находящейся в государственной собственности. Это прежде всего касалось того огромного наследия, которое было создано в Югре в части закрытых на сегодня, не действующих аэропортов и взлетно-посадочных полос, например, в Радужном, Нефтеюганске, Советском и других муниципальных образованиях.

Тем не менее, от заседания к заседанию из года в год всё заканчивалось только сотрясением воздуха: никаких реальных решений не вырабатывалось, все инициативы наталкивались на отрицательные заключения департамента финансов Югры и безынициативность департамента транспорта, который крайне формально подходил к исполнению тех решений, которые вырабатывались на федеральном уровне.

Во многом у «мягковатого» и не слишком деятельного Шаповала дела не шли не только в малой авиации, но и в строительстве. Но в прошлом году его кресло занял новый заместитель губернатора, требовательный и хладнокровный Андрей Зобницев. Уже первое заседание, которое прошло под его руководством в декабре 2018 года, вселило надежду в участников рабочей группы по развитию малой авиации: они увидели со стороны нового руководителя рабочей группы очевидную заинтересованность в развитии малой авиации, как отрасли.

Достаточная требовательность к своим подчиненным в части заблаговременного принятия тех или иных решений,в том числе в части установки льгот по транспортному налогу в рамках уже начинающегося в первом полугодии бюджетного процесса. Тем не менее, уже на том заседании стали видны признаки того, что в правительстве, как часто бывает, собакой виляет хвост.

На заседании вновь были сформулированы предложения, которые годами лежали под сукном в департаменте транспорта и блокировались в департаменте финансов, они вновь обсуждались, но новый председатель предложил для того, чтобы изменить позицию департамента финансов, подготовить финансово-экономические обоснования.

Было непонятно, правда, кто должен был этим заниматься? Одним из участников рабочей группы является начальник управления транспорта департамента транспорта Анатолий Валеев, и члены рабочей группы вполне логично предположили, что департамент транспорта, который отвечает за основные направления развития региона, в котором трудится несколько десятков человек, получающие заработную плату из бюджета автономного округа и обладающие необходимой квалификацией, легко подготовит необходимое департаменту финансов финансово-экономическое обоснование. Но, как всегда, частности далеки от реалий, происходящих внутри структурных подразделений правительства региона.

То, что происходило дальше, сильно напоминает пародию на деятельность чиновников, которые уверены, что любой их опус встретит дружное «одобрямс». Начальник профильного управления  Валеев почему то в категоричной форме заявил, что он это делать не будет,и при поддержке своего непосредственного руководителя, нового директора департамента транспорта Константина Гребешка почему-то предложил сформировать финансово-экономическое обоснование членам рабочей группы. Это и было внесено в протокол заседания рабочей группы, несмотря на возражение общественников, связанное с тем, что они понимают специфику отрасли, но готовить обосновании, которое соответствует критериям, принятым в соответствующих органах власти Югры для них очень сложно, потому что они не являются государственными служащими и не знают специфику государственного управления. Но сделали, как решили.

К февралю 2019 года соответствующие предложения и финансово-экономическое обоснование были направлены от членов рабочей группы непосредственно в адрес заместителя губернатора региона Андрея Зобницева. И тут произошло удивительное, казалось бы: органы государственной власти должны были обрадоваться, что кто-то за бесплатно сделал их работу и включиться в реализацию тех решений, которые были выработаны, тем более, что полным ходом уже шел бюджетный процесс.

Но прошел март и апрель, и уже в мае члены рабочей группы, понимая, что авиационная телега с места не сдвигается, вновь обратились к заместителю губернатора с напоминанием о том, что в соответствии с регламентом рабочей группы заседания проводятся раз в пол года, и на декабрьском заседании было принято решение, которое предполагает его обсуждение и реализацию в рамках начавшегося бюджетного процесса, в ходе которого принимаются те или иные решения о налоговых послаблениях, те или иные решения, связанные с изменением налогооблагаемой базы региона, которые влияют на наполняемость бюджета.

К удивлению, на обращение в адрес заместителя губернатора члены рабочей группы получили подготовленный подчиненными Анатолия Валеева письмо, в котором было предложено рассмотреть все предложения, поступившие от общественников в августе. Здесь ничего иного не оставалось, как ещё подождать, считая, что новое руководство рабочей группы в лице Зобницева, проявит энергию и принципиальность.

На самом деле, членам рабочей группы оставалось надеяться только на то, что перенесенное заседание рабочей группы не повлияет на то, что внутри недрах правительства кто-то последовательно реализует выработанные решения, использует аргументацию, подготовленную членами рабочей группы и пробивает предложения, которые направлены на развитие малой авиации в Югре как средство транспорта, как отрасли народного хозяйства.

Для Югры применение малой авиации весьма актуально. Расстояние от Ханты-Мансийске до Междуреченска по автодороге достигает 546 километров, а на самолете 236 километров, чтобы преодолеть это расстояние на автомобиле необходимо потратить 60 литров бензина, а на самолете достаточно 36 литров бензина. На самолете  расстояние между Ханты-Мансийском и Междуреченском можно преодолеть за 1 час 18 минут, а на автомобиле — 7 часов. Такая же ситуация и с экономией времени при перемещении между другими городами Югры: перелёт из Ханты-Мансийска до Радужного длится 2 часа 33 минуты, а дорога на автомобиле займет 8 часов 38 минут. Путь на автомобиле от Ханты-Мансийска до Сургута — 4 часа, а на самолёте — 1 час 15 минут.

 

Решение по развитию малой авиации неоднократно поддерживалось губернатором региона, в том числе в публичной плоскости. Но события развивались ещё более стремительно и совсем наоборот.

Прошёл август, сентябрь, и вдруг в октябре члены рабочей группы с неудовлетворенности узнают, что департамент финансов Югры на Думу вынесет законопроект, по которому предложения по предоставлению льготной ставки на транспортный налог искажены до такой степени, что они фактически не работают для регионального сообщества.

Департамент финансов региона предложил предоставить льготы только тем лицам, которые оказывают услуги социально ориентированным некоммерческим организациям, причем предложение предполагает заключение соответствующего договора и подписание актов выполненных работ. Это полный нонсенс, так как находится в прямом противоречии с 21 статьей Воздушного кодекса, по которому авиация общего назначения не допускается к осуществлению авиационных работ. Но противоречие воздушному кодексу, по всей видимости, не смутило финансистов Югры, о чем ранее писало «ЮграPRO».

Тем не менее, общественники, понимая, что их позиция поддержана главой региона, в инициативном порядке обратились к Наталье Комаровой, пытаясь уточнить насколько позиция департамента финансов совпадает с согласованной ранее позицией по комплексному решению вопроса, связанному с регулирование развития авиации общего назначения и снижения ставки налога для всех без исключения участников этого сообщества.

Это объяснимо, потому что предложенные финансистами изменения противоречат Воздушному кодексу РФ, но они еще сформулированы так, что фактически достаточно перевести бутылку «огненной воды» куда-нибудь на стойбище, подписав акт выполненных работс какой-нибудь Общиной КМНС и получить раз и навсегда льготу. При этом механика, предложенная департаментом финансов Югры, игнорировала и массовый авиационный и парашютный спорт, в котором регион достиг значительных успехов – наши летчики чемпионы России, наши парашютисты вообще чемпионы мира!

Напомним, что наша команда по парашютному спорту Югра является действующим чемпионом Мира. Свои прыжки в ходе подготовки к соревнованиям они выполняют с борта самолета Ан-2. Единственная в России женская пилотажная группа «Барсы» летают на самолетах Як-52, и предложенные департаментом финансов льготы не коснутся ни тех, ни других. Чем же гордится Югра?От неуклюжего выполнения поручения губернатора директором департамента финансов Югры Верой Дюдиной легче жить тем, кто делает так что бы у Югры были победы не только в добыче нефти, не стало.

Наталья Комарова после повторного обращения общественников поручила незамедлительно провести заседание рабочей группы, которое на протяжении столь долгого периода откладывалось, и 29 октября под председательством заместителя губернатора Андрея Зобницева прошло заседание рабочей группы, на котором вновь были рассмотрены вопросы, связанные с изменением ставок транспортного налога.

На указанном совещании удивила позиция директора департамента дорожного хозяйства и транспорта Константина Гребешка, который, пытаясь выгородить некомпетентность и управленческое разгильдяйство возглавляемой им структуры, пытался врать о том, что эти предложения согласовывались с членами рабочей группы. Но тут скорее всего его прикрывая свое разгильдяйство и ввел в заблуждение выше упомянутый начальник управления транспорта Анатолия Валеева, который ранее отказался готовить финансово-экономическое обоснование. Поэтому выглядел он откровенно бледно и пытался найти оправдания и наткнулся на жесткость Андрея Зобницева, который сумел разобраться в обстоятельствах произошедшего и потребовал провести служебное расследование обстоятельств игнорирования департаментом транспорта положения о рабочей группе по развитию малой авиации,не проведения регламентированных заседаний, а так же не согласованием предложений, подготовленных департаментом финансов с членами рабочей группы по развитию малой авиации.

При внимательном рассмотрении программы развития транспортной структуры, где есть миллиардные разделы, связанные с строительством автомобильных дорог, связанные с выделением миллиардов бюджетных средств авиационным перевозчикам таких, как ЮТэйр, исчез раздел по развитию малой авиации. При этом складывается впечатление, что программа рождалась не в недрах департамента транспорта, а формировалась теми, кто был заинтересован в получении этих самых миллиардов. Например, четко видно разное форматирование таблиц отдельных разделов программы. Разное форматирование шрифта. Судя по всему, Анатолий Валеев скопировал в один файл всю солянку, что была подготовлена финансистами и экономистами авиакомпании ЮТэйр, Сургутского аэропорта и дорожными строителями региона.

Редакция «ЮграPRO» продолжит следить за событиями вокруг столь важной и значимой сферы развития региона и надеется, что старая русская традиция, когда любые инициативы деятельных руководителей натыкаются на нежелание чиновника лишний раз пошевелить какой-то частью своего тела, будет нарушена. И риторический вопрос о том, главнее ли Анатолий Валеев Андрея Зобнинцева, поставленный нашей редакцией в заголовке материала, получит однозначный ответ – нет. И в Югре будут созданы условия для развития малой авиации. Тысячи малых и сверхмалых воздушных судов будут бороздить небо ХМАО.

Рубрики: ПравдаPRO, Ханты-Мансийск, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1370
Просмотры:
15
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Вова пишет:

    Мартиросов видимо умеет воздействовать на чиновником. Все, что не выгодно ЮТэйр не принимается.

  2. Сам себе редактор пишет:

    Толя Валеев по образованию учитель труда)
    Как это он аж начальником управления транспорта стал?
    У него нет ни образования профильного, ни опыта работы в этой сфере!?
    Куда там у Комаровой кадровики смотрят? Правильно говорят, что у неё Правительство прихлебаев и бездарей!

  3. местный пишет:

    Слушайте, да у Комаровой везде так…
    Чиновники народ не слышат вообще! Что то делается только если есть указание сверху, притом повторенное три раза, а последний раз с угрозой увольнения!

  4. Григорий пишет:

    ХМАО самый перспективный регион для малой авиации, плюс у нас парашютисты и пилотажная группа барсы, чемпионы, гордость региона.

  5. Им сто грамм, а нам... пишет:

    Последний эфир с Комаровой показал воочию , что ХМАО Находится стопроцентно в режиме ручного управления. Каких журналистов пустить на встречу, а каким показать фигу, решают шестёрки. Какие удобные и согласованные вопрсы задавать , заранее оговорено.. Тошнит уже от этих срежиссированных однообразных посиделок, с бла-бла , якобы от первого лица.

  6. Александр пишет:

    Ну, всем вокруг понятно ,что Комарова не справляется, её назначены не работают, куда В.В. смотрит, когда на наш регион внимание обратят.

    • Если без эмоций пишет:

      Слушайте, так в статье наоборот написано, что Комарова все правильно делает и поручения даёт чёткие, но всякие Дюдины и Валеевы их саботирут…
      Оно конечно понятно, что они вроде все её подчиненные, нои при Сталине диверсанты были и у Путина так часто бывает, что медведевские министры поручения не выполняют…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑