Депростроительства Югры как зеркало кризиса отрасли. Почему новоселы округа могут остаться без квартир?
Опубликовано: 10 октября 2019, 17:43 | Служба новостей ЮграPRO

Сегодня Андрей Кривуляк, директор департамента строительства ХМАО-Югры, уволился со своего поста. Вместе с этим, Кривуляк оставил округ без главного архитектора, потому что он, как и его предшественник Руслан Цыганенко, совмещал две должности.
Напомним, что Цыганенко уволился в начале августа 2018 года, в разгар строительного сезона. Причиной увольнения многие считали разнос, который устроил накануне на совещании. По мнению наблюдателей, решение об отставке Цыганенко могло быть принято после совещания в Сургуте, где обсуждались вопросы реализации в Югре жилищных программ, в том числе по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Вел совещание полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Цуканов. Через десять дней после отставки Цыганенко уволился заместитель губернатора Дмитрий Шаповал, курировавший строительный блок, энергетику и ЖКХ.
Причины увольнения высокопоставленные чиновники назвали прозаичные: семейные обстоятельства, переезд. Тем не менее, вполне возможно, обстоятельства сложились таким образом, что увольнение было наилучшим выходом для главных строительных начальников округа. Уже тогда, в канун сентября 2018 года, была ясность, что плановый ввод жилья осуществить не удастся, и, спрашивается, зачем ждать, когда разверзнутся небеса и посыплются громы-молнии?
Цыганенко проработал директором департамента чуть более трех лет, с апреля 2015-го, Кривуляк — чуть больше года, хотя с 2013 года был первым заместителем руководителя департамента.
Назначенный на должность заместителя губернатора вместо Шаповала Андрей Зобнинцев, опытный строитель, в августе 2018 года говорил, в частности: «На повестке стоят вопросы по ликвидации незавершенного строительства и развития жилищного строительства в регионе в целом. Будем развивать строительную отрасль». Задача, прямо скажем трудновыполнимая, при том, что основными заказчиками в округе являются физические лица, уровень реальных доходов которых в 2018 году, по данным Росстата, уменьшился на 0,7 процента.
Надо понимать, что год, прошедший со времени назначения Зобнинцева, срок для строительной отрасли небольшой, и он поневоле унаследовал то, что оставили ему Шаповал и Цыганков. Вот и Кривуляк, который, как говорится, в теме, своим увольнением подтвердил, что дела по строительству жилья обстоят не так хорошо, как хотелось бы, и выход из тупика пока не найден.
«ЮграPRO» еще в июле 2017 года писало об этой проблеме в публикации«Правительство Югры проваливает собственный план строительства жилья!»
Чего же не хватает строителям Югры для полноценного выполнения планов правительства по вводу жилья. Здесь прямо по Льву Толстому: все счастливы одинаково, несчастливы каждый по-своему. Вероятно, одна из причин — успокоение чиновников всех уровней принятыми программами и документами.
«Основным инструментом, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в жилищной и строительной сферах, градостроительной деятельности, развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, развития сектора жилья для целей коммерческого найма является исполнение подпрограмм в составе государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа», утвержденной постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 408-п», сообщается на сайте Депстроя Югры.
Кстати, последняя статистика по вводу жилья на сайте относится к 2017 году: то ли стесняются публиковать результаты, то ли решили вернуться в каменный век? Хотя, конечно, чрезмерная гласность в условиях провальной жилищной политики на имидж не играет.
На самом деле на территории округа работают более 40 застройщиков. Познакомимся, посмотрим, кто, что и сколько строит.
Как видно, для пересчета крупных застройщиков на территории округа, способных решать текущие проблемы за счет имеющихся внутренних резервов и ресурсов, хватит пальцев одной руки. Поэтому на стройках много кустарщины, ручного труда, низка квалификация рабочих. Кроме того, Депстрой, судя по всему, плохо использует имеющиеся у него рычаги влияния как на муниципалитеты, так и на подрядчиков, заказчиками которых выступают часто те же ипотечники.
Сейчас, до окончания календарного года, рано делать какие-то выводы по объемам вводимого в 2019 году жилья. Хотя очевидно, что рывок не получится — по состоянию на 1 сентября 2019 года было введено около 25 процентов от годового объема жилья.
Кстати, в 2018 году, согласно данным Росстата, в ХМАО-Югре было введено 586,0 тыс. кв. м жилья, что составило 72,1 процента к 2017 году, в том числе 122,9 тыс. кв. м составил ввод частного жилья, что к 2017 году составило 106,0 процента. В общем объеме индивидуальное жилье составило 21,0 процент — это самый худший показатель в России.
Строительное руководство утратило доверие застройщиков и подрядчиков. Давно нет конкуренции, по всей видимости коррупция
Строительство в Югре — высокоморжинальный бизнес. Сейчас идет просто его зачистка. Ради этого даже подвели под банкротство окружной Фонд «Жилище»…