Суббота, 10 июня 2023 18+

«Кощей над златом чахнет»? Почему предприятие в Югре «Полярный кварц» не может рассчитаться с налогами?

Опубликовано: 13 сентября 2019, 19:11 | Служба новостей ЮграPRO

Еще несколько лет назад банкротство государственных компаний интересовало общественность — сейчас к этому привыкли, списывая все на нерадивость и некомпетентность управляющих казенным добром чиновников. Сейчас это вроде как уже никого не удивляет, и факт того, что Межрайонная налоговая инспекция ФНС № 8 по ХМАО (г. Белоярский) банкротит АО «Полярный кварц», наверняка не вызовет ажиотажа. В иске, поданном в Арбитражный суд ХМАО-Югры, значится задолженность компании по обязательным налоговым платежам на сумму немногим более 21 млн рублей. Ситуация выглядит несколько странной, потому что только уставной фонд организации составляет 3 280 452 000 рублей, доля в котором Депимущества ХМАО-Югры, судя по информации из открытых источников, составляет 22,8 процента. Тем не менее.

Сначала, чтобы стало понятней, немного истории. Месторождения кварца, имеющего промышленное значение, были открыты в начале 60-х годов геологами экспедиции N105 6-го Главка Мингео СССР, который по всей стране занимался поисками, разведкой и добычей пьезооптического сырья и графита. Это сырье имело и имеет важное значение для отечественной оборонки. Экспедиция базировалась в Саранпауле, хотя сейчас об этом едва ли кто помнит, тем более, что современная история куда как интересней, хотя сам кварц имеет к ней весьма опосредованное отношение.

Преемник экспедиции N105 «Полярно-Уральская геологоразведочная экспедиция» (затем — предприятие, сейчас не существует) многие годы доразведывала, добывала, измельчала до определенной фракции жильный кварц и доставляла его по реке баржами, обеспечивая промышленность СССР необходимым сырьем.

«Полярно-Уральская геологоразведочная экспедиция», — рассказывает житель Саранпауля Усик Маркосян, — считалась предприятием государственной важности. Ею был запущен перерабатывающий цех для кварца, но в 90-х годах заказов стало меньше: страна временно перестала нуждаться в сырье предприятия, на котором работали 400 человек. Благодаря этому предприятию в деревне Саранпауль появились двухэтажные дома и центральное отопление, поселение стало перспективным, а жители — зажиточными. Несмотря на все трудности, экспедиция выживала, занимаясь попутно добычей коллекционных друз из горного хрусталя, образцы которого стали гордостью мировых геологических музеев».

В 90-х годах у властей ХМАО появилась программа развития промышленности в горах Приполярного Урала. Согласно ей, наряду с другими проектами, появился «Полярный кварц».

Мечты тогда были грандиозными. «Полярный кварц» замахнулся на то, чтобы переплюнуть на мировом рынке монополиста, компанию Unimin из США. Но что-то не срослось. Вместо передовых позиций на мировом рынке предприятие пытается банкротить Межрайонная налоговая инспекция.

«Практическая часть реализации проекта «Полярный кварц», продолжает Усик Мартиросян, — проходила на моих глазах. Все начинания были подкреплены немалыми деньгами, и от планов до их реализации проходило совсем немного времени, а сами они поражали масштабами.

Не смотря на отсутствие заказов на жильный кварц и простой Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции, непонятно из каких соображений, к месторождению кварца на горе Неройка начали строить 100 километров автомобильной дороги.

 

Чуть позже, округ запустил пилотный проект — ООО “Полярный Кварц”. Отказывая Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции даже в мелких подачках и отобрав у нее лицензию на использование месторождения, округ начал строительство двух заводов — для первичной и дальнейшей переработки кварца — в горах и в городе Нягань. ПУЭ, Экспедиция, оставшись без работы, расформировалась.

Чтобы перегружать сотни тысяч тонн переработанного кварца и других полезные ископаемые с недр Урала на баржи, в селе Саранпауль построили огромный грузовой причал.

По мелководным рекам Северная Сосьва и Ляпин на баржах завозили стройматериалы, технику, оборудование для строительства дорог, причала, завода по переработке кварца.

Для строительства объектов, оторванных от цивилизации на 1000 км, требовались огромные финансовые вложения, которые, тем не менее, без проблем находились.

Двигателем в этих начинаниях были важные государственные чиновники. Хотя были и откровенные недоразумения, поневоле вызывающие чувство сомнения. Строительство экологически вредного завода для первичной обработки жильного кварца в горах, на берегу Усть-Пуйвы, с его грандиозными масштабами и общежитскими корпусами на сотни человек не находило технического и логического обоснований.

Настораживало отсутствие плана дальнейшей переработки и четкого представления о конечном продукте за исключением анекдотического обещания удовлетворить всю мировую потребность.

Проект презентовали в Лондоне и главный офис «Полярного кварца» располагался в московском особняке на Тверской, а в месте непосредственной реализации проекта «Северный кварц» арендовали у местного оленеводческого совхоза комнату площадью меньше, чем чум.

И в итоге после 20 лет строительства «Полярного кварца» что мы имеем?

И каждый год предприятие финансируется на несколько сот миллионов рублей, в основном для зарплат редким сотрудникам и руководству. При этом недостроенный завод в горах разрушается, а в Нягани так и не знают, что дальше делать.

Ни одного частного рубля так и не вложено в эти проекты, хотя их авторы громко об этом говорили.

Несколько десятков машин у оленеводов тихо ржавеют в гараже «Полярного кварца» в Саранпауле, который арендуют на огороженной звериными клетками территории бывшей зверофермы . На добыче и продаже коллекционных друз из хрусталя сейчас вместо 400 человек Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции обогащается один-единственный человек в селе, а базы Неройка и Усть-Пуйва стали гнездом браконьерской охоты на диких оленей.

Уже много лет власти не знают, как поступить с «Полярным кварцем». Он принадлежал ХМАО, затем хозяином был «Урал промышленный — Урал полярный», где 75 процентов капитала принадлежит компании из Люксембурга, и который сейчас находится в стадии ликвидации. «Полярным кварцем» владела «Корпорация развития», пытавшаяся за его счет получить кредиты. Пытались «втюхать» его иностранным инвесторам. Японский бизнесмен приезжал в Саранпауль, посмотрел и уехал со словами «япона мать»!

В августе 2014 года в селе Саранпауль проходило выездное правительственное совещание при участии в том числе и руководителей, курирующих «Полярный кварц». На нем губернатор Наталья Комарова дважды спросила: «Для чего и куда будете использовать конечный продукт вашего завода?» Внятного ответа в зале так и не прозвучало. Чиновники от «Полярного кварца» к такому вопросу явно не подготовились за 15 лет.

Если бывший губернатор ХМАО Александр Филиппенко стал инициатором создания промышленного кластера в Приполярном Урале, то потом проекты косвенно или напрямую продвинули и поддержали П.М. Латышев, Н. А. Винниченко, Б. В. Грызлов, Н. В. Комарова. Даже президент Путин приобщился и одобрил мегапроект «Урал промышленный — Урал полярный», поверив обещаниям бывшего полпреда президента в УрФО Латышева. Все эти государственные высокие чины, стараясь сделать полезное для страны и для своих регионов, становились локомотивами идеи, не будучи осведомленными об истинном положении дел и вводились в заблуждение, становились жертвами лжи и обещаний «специалистов».

Иначе не объяснять, например, слова Игоря Холманских, бывшим в свое время полпредом президента в УрФО: «Полярный кварц» находился в глубоком кризисном состоянии, и мало кто верил в возможность его запуска. Однако уже сейчас можно говорить о том, что проект реанимирован. Корпорация («Корпорация развития», у которой правительство ХМАО-Югры фактически отобрало предприятие ради его спасения — ред.) выполняет наказ президента страны о выпуске в России необходимой для оборонной промышленности продукции».

Уверен, он даже не подозревал, в каком плачевном состоянии находятся дела «Полярного кварца». Можно представить, как воспринимаются подобные высказывания людьми, которые видят истинное положение дел на месте».

Рубрики: Белоярский район, Березовский район, ПравдаPRO. Метки: , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1583
Просмотры:
17
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. а пишет:

    еще время не пришло……….

  2. Увы... пишет:

    Одна из многих позорных историй под флагом ЕР в Югре! Где алмазопереработка? Сколько рыбешек выпускает в реки двухмиллиардный по стоимости рыбзавод? Сколько прибыли и валюты приносит деревообработка? Когда дикоросы и туризм будут хоть что-нибудь приносить в бюджет, а не тянуть из него?

  3. Мария пишет:

    Идиотизм, да и только….

  4. Gosha пишет:

    Нормальный взгляд с берега. Теперь бы посмотреть на тоже самое «с моря». И оставим для чиновников вид «С позиции вышележащего начальства» 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑