После нас, хоть потоп! Готовятся ли к потопу чиновники Югры или опять позовут армию?
Опубликовано: 3 июля 2019, 17:45 | Служба новостей ЮграPRO

К летнему паводку в Иркутской области по-прежнему приковано внимание жителей не только Приангарья, но и других регионов страны. «ЮграPRO» писало об этом 1 июля 2019 года в публикации «Власти скрывают масштаб катастрофы в Сибири?».
Несмотря на то, что в районы бедствия стянуты военные подразделения, усилена группировка МЧС, ситуация по-прежнему остается сложной. «На реке Ие в районе города Тулуна уровень воды на сегодняшний день составляет 786 сантиметров при критических отметках 700 сантиметров, — сообщило сегодня ГУ МЧС по Иркутской области. — 4 июля ожидается усиление северо-западного ветра до 12-17 м/с, ночью в западных и южных районах местами сильные дожди, грозы». Западные и южные районы — это как раз те, что попали под паводок. Именно в них, Нижнеудинском, Тайшетском, Тулунском, Чунском, Зиминском и Куйтунском, произошло подтопление в 98 населенных пунктах 10133 жилых домов, в которых проживают 32902 человека, в том числе 7852 ребенка, 49 социально значимых объектов (фельдшерско-акушерские пункты, школы и детские сады), 10210 приусадебных участков.
«С подтопленных территорий были эвакуированы 2563 человек, в том числе 574 ребенка. За медицинской помощью обратилось 1415 человек, госпитализированы 221 человек, в том числе 41 ребенок, сообщает МЧС. — В 28 комплексных центрах социального обслуживания населения открыты пункты сбора и выдачи продуктов питания, питьевой воды, средств гигиены, одежды, а также иных предметов первой необходимости. Жителям, пострадавшим от паводка, было выдано 60 тонн продуктов питания; 53 тысячи литров питьевой воды».
Корреспондент «ЮграPRO» задал несколько вопросов жителям пострадавших районов, которые работают в местных СМИ и в теме.
Николай Зименков, житель Зиминского района, журналист:
— Мародерство зажали в зародыше. Одна группа преступников хотела бомбануть дискаунтер «Хлеб&Соль», другая хотела ограбить жилые дома, которые вынужденно покинули жильцы. Всех мародеров поймали, в том числе и с помощью населения, больше пока желающих поживиться за чужой счет нет. Тулун буквально завалили гуманитарной помощью, она приходит в основном из городов области. Случаев злоупотребления при распределении тоже не выявлено, порядок раздачи четко контролируют общественники из числа пострадавших от паводка жителей.
Большая проблема заключается в том, что вода затопила свалки мусора, который поднялся на поверхность, водоемы будут загажены, все это в итоге попадет в Братское водохранилище, который является закрытым водоемом, ограниченным Иркутской и Братской ГЭС. О мерах по очистке никто не говорит, значит, вся нагрузка ляжет на природу. Пока никаких результатов исследований нет, но в том же Зиминском районе вода поднималась выше критической отметки, сводки у меня есть. В каждой сводке по району отмечается, что кладбища и скотомогильники затоплены не были.
В других районах, которые затопление хватило сильнее, ситуация наверняка другая. Твёрдые бытовые отходы никто не утилизировал, около каждого населенного пункта своя свалка, все это поплыло. Прибавим этому тысячи выгребных ям и деревенских туалетов, скотные дворы и так далее. Масштаб понятен. Тулунский район дотационный, своей промышленной и строительной базы в нем сейчас нет, поэтому для ликвидации последствий паводка туда отправили военных, усилили группировку МЧС, потому что своими силами справиться с последствиями затопления району практически невозможно. Только вчера восстановили движение по Московскому тракту. Фуры дальнобойщиков стояли от Тулуна до Зимы, а это почти 140 километров, то же самое было на участке от Тулуна до Черемхово. Сейчас грузовики идут по трассе в обе стороны сплошным потоком.
Владимир Грабок, житель Тулуна, журналист:
— Паводок не затронул забои Азейского и Мугунского угольных разрезов. Там была другая проблема, связанная с доставкой специалистов на предприятия, потому что дороги размыло, и доставка была организована железнодорожным транспортом. У многих работников дома попали под затопление, им, конечно, нужно было принимать какие-то меры по спасению семей и имущества.
В городе Тулуне сохраняется очень сложная ситуация. Подобное наводнение было в 1984 году. Тогда был подъем воды 11 с небольшим метров выше критического уровня, а сейчас было 14 с лишним метров. Дамба, которая была построена после 1984 года для защиты Тулуна от наводнения, ее не достроили метров 200-300, денег не хватило. В этот не дострой и хлынула вода. Кроме того, сама дамба не была рассчитана на тот уровень, на который вышла вода в этом году. Вал пошел мощный и быстрый, поплыли не только дома, но и улицы целые, район около автостанции унесло целиком. В некоторых микрорайонах в многоэтажках вода поднялась под потолок квартир второго этажа. Треть города попала под наводнение. Электроснабжение в тех местах, где не было затопления, подавалось постоянно. Сейчас пытаются подачу электричества возобновить, но подвалы многих домов еще затоплены, снесена часть столбов, поэтому все это надо восстанавливать, но пока это крайне затруднительно, а порой невозможно.
Ассортимент товаров в магазинах сильно не изменился, хотя кое-чего поубавилось. В той части города, которая не попала под затопление, люди резко пошли в магазины, стали покупать портативные газовые плитки с баллончиками, воду, собачий корм, продукты питания, хлеб. Потом все немного нормализовалось, за хлебом очередей не стало. Были попытки коммерсантов взвинтить цены, пытались продавать хлеб по 60 рублей, но предпринимателя отрезвили, что он может попасть под раздачу, так что скачка цен не было, но по мелочам кое-кто успел воспользоваться.
В городе сейчас много военных, инженерной техники, кемеровчане отправили в Тулун походную хлебопекарню. Народу сейчас в город много понаехало и, конечно, техника здесь особо нужна. Много работы по разборке завалов. Там, где домов не было, дома стоят, принесенные водой, где дома были — там пустыри.
Эпидемиологическая ситуация пока вроде спокойная, скотомогильники размыло выше по течению реки, возле Тулуна их вроде не было. В Нижнеудинском районе в поселке Шумский есть могильник животных, погибших от чумы, вот там опасность возникает. Конечно, есть опасность и в Тулунском районе, но у нас меры вроде как принимаются, людей прививают от гепатита А. Есть проблемы с информацией для населения. По ТВ дают бегущую строку, через интернет что-то сообщают, районная газета не выходит — редакцию затопило. А кто в такой ситуации смотрит телевизор? В интернете много фейковой информации, которая только сбивает людей с толку. Когда-то в городе была радиотрансляционная сеть, на столбах висели громкоговорители, по которым передавались необходимые сообщения — сейчас этого нет. У города и района нищие бюджеты, своими силами ликвидировать последствия не удастся, конечно, какие-то деньги выделят, но нужна единая стратегия восстановления, нужно решение регионального правительства, нужно выбрать мощную строительную организацию, какой был в свое время «Братскгэсстрой», сейчас такого нет. А так по конкурсу зайдет какая-нибудь компания из другого региона, пенки снимет, и потом спросить будет не с кого.
Казалось бы, какое дело Югре, где все как бы благополучно, до Прибайкалья? На самом деле уроки, которые дает природа сибирякам под Иркутском, можно поучить и в ХМАО. Суть в том, что в последние десятилетия в России сформировался класс чиновников, который можно обозначить «после нас, хоть потоп». И вот потоп пришел. Поплыли горы мусора, который ни в рамках реформы ТКО, ни вне ее, не собирался утилизировать. Вместо этого сплошные танцы чиновников друг перед дружкой. Не работают системы оповещения и снабжения населения в пиковых ситуациях, местная промышленность и стройиндустрия разрушены, опереться в трудный час не на что и не на кого. Остаются Вооруженные силы, которые пока и есть, надо полагать, наиболее организованной силой в стране.
КСТАТИ:
«Всю получаемую от населения информацию о жителях, пропавших без вести, отрабатываем вместе с сотрудниками полиции. В настоящий момент неизвестной остается судьба 13 человек. В зоне чрезвычайной ситуации в ходе поисково-спасательных работ было обнаружено 14 тел погибших. Они направлены на судебно-медицинскую экспертизу для установления причин смерти», — сообщил Валентин Нелюбов, начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области.
Вопрос куда дели зеков в Тулуне?
Тюрьму не топило