Суббота, 23 марта 2019 18+

Югра, которую мы потеряли, «Тобол», который мы нашли…

Опубликовано: 21 февраля 2019, 14:46 | Служба новостей ЮграPRO

Сегодня в кинотеатрах начинается широкий показ исторической драмы «Тобол», снятой по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. Мировая премьера состоялась в минувшие выходные в Тюмени и Тобольске с участием создателей ленты, ведущих актеров. 19 февраля «Тобол» представили в столичном «Октябре», затем — в Санкт-Петербурге. 22 февраля презентация ожидается в екатеринбургском Доме кино, 23 — в Ноябрьске и Берлине, 24 — в Сургуте.

Съемки проходили преимущественно в Тобольске и его окрестностях, а также в Москве и Санкт-Петербурге при поддержке Минкультуры, финансовом участии Фонда кино, правительства Тюменской области, нефтедобывающих и нефтехимических компаний. Режиссер Игорь Зайцев, оператор Юрий Коробейников, генеральные продюсеры Олег Урушев и Эдуард Илоян.

После проката полнометражного фильма «Первый канал» покажет многосерийную версию «Тобола». Первые зрители картины отмечают масштабность работы, и, хотя события, на которые обратили внимание авторы ленты действительно имели место, сейчас трудно отобразить действительную реальность в художественной ее трактовке. В этой связи вспоминается реплика Александра Дюма, которого не редко упрекали, что в своих многочисленных произведениях он часто по-своему трактовал исторические события: «История – гвоздь, на который я вешаю свои картины».

Если кратко, идея создания фильма пришла к Олегу Урушеву три года назад, — делился впечатлениями продюсер, когда он, впервые приехав в Тюмень, остановился в отеле «Ремезов». На глаза ему попалась небольшая брошюра, из которой он узнал факты биографии Семёна Ульяновича Ремезова, русского просветителя, архитектора и картографа Сибири.

«Меня буквально поразил масштаб и разнообразие его дел, которые сыграли значимую роль в становлении государственности на территории Сибири. Почти сразу я предложил местным авторам написать сценарий. Но прошёл год, и никто не смог этого сделать, к сожалению. Тогда мы встретились с Алексеем Ивановым, и оказалось, что тема Ремезова ему тоже интересна. И спустя два года сценарий практически уже готов», – рассказывал Олег Урушев.

В основе сюжетной линии история любви молодого офицера Ивана Демарина и Маши Ремезовой. Это вымышленные герои, хотя Маша Ремезова существовала в реальности, но о ней мало что известно. Действие происходит в начале XVIII века. Молодой офицер петровской гвардии Иван Демарин по указу царя прибывает в столицу Сибири Тобольск. Здесь встречает свою любовь — Машу, дочь легендарного картографа, архитектора, строителя и энциклопедиста Семена Ремезова. Иван и другие главные герои фильма, в числе которых плененный под Полтавой шведский офицер Йохан, отправляются в экспедицию полковника Бухгольца (1714-1716 гг.) для поиска золотых месторождений. Основанную полковником Ямышевскую крепость на Иртыше (территория нынешнего Казахстана) осаждают джунгары из монгольских степей… Сюжет «Тобола», соответствующий жанру истерна, весьма динамичный, около трети экранного времени занимают батальные сцены. Бюджет «Тобола» — 490 миллионов рублей. Для столь масштабной работы — скромная сумма. Историческое кино, за редчайшим исключением, не окупается. Все, кто вкладывал деньги в проект, знали об этом. Фильм у нас получился не только о подвиге русского солдата, но и о большой любви — русской, шведской и восточной. Когда хан Анхудай просит шведа продать ему женщину, а взамен предлагает любого коня, швед не понимает, как это возможно. Вот она, любовь по-азиатски. И тут же нежная и трогательная любовь главного героя».

Конечно, нет смысла пересказывать сюжет фильма, как сообщалось, после проката в сети кинотеатров, более расширенную версию покажет 1 канал, так что у зрителей будет возможность самим следить за всеми приключениями персонажей «Тобола». Но, как говорил Олег Урушев, одна из целей создателей фильма – увеличение туристского потока в Тобольск, который четыре столетия назад называли третьей столицей России, после Москвы и Петербурга, и в Тюменскую область в частности.

Малоизвестен тот факт, что идею создания фильма поддержал тогда губернатор Тюменской области Владимир Якушев, с которым еще на стадии замысла встречался Олег Урушев, и съемки частично финансировались из областного бюджета. Логической точкой завершения стало то, что на минувшей неделе решением губернатора Тюменской области Александра Моора звание почетного работника культуры Тюменской области присвоено писателю Алексею Иванову, автору сценария, продюсеру Олегу Урушеву, актерам Евгению Дятлову, Дмитрию Дюжеву, Дмитрию Назарову, актрисе Ольге Васильевой, а также гендиректору тюменского музейно-просветительского объединения Светлане Сидоровой. Благодарности за значительный вклад в развитие культуры и искусства региона удостоены актеры Илья Маланин, Павел Табаков, Агата Муцениеце, Юлия Макарова, исполнительный продюсер Лариса Коркишко и тюменский мастер резьбы по дереву Святослав Шитов.

А что же Югра, где длительное время жил и работал Олег Урушев, оставив здесь яркий творческий след? Урушев является основателем в 1990 году первой в округе независимой телекомпании  «СургутИнформ-ТВ», которая в 1999 году, по мнению Национальной ассоциации телерадиовещателей, стала лучшей телекомпанией года.

С января 2000 года Олег Урушев – генеральный директор «Окружной телерадиокомпании Югра», которая также Национальной ассоциацией телерадиовещателей ОТРК была признана лучшей телекомпанией 2002 года.

В послужном списке Урушева немало кино и телевизионных работ, которые были сняты на югорском материале, по сценариям югорских литераторов, прошли широким показом на теле и киноэкранах и до сих пор имеют зрительское признание. Олег Урушев покинул Югру в 2011 году, покинул с обидой, после «пересменки» губернаторов: округ возглавила Наталья Комарова следом за многолетним правлением Александра Филипенко. Это повлекло за собой, как сейчас говорят, «смену команды». Стремительно заменялись руководители департаментов правительства округа, происходили трагедии, в том числе и со смертельным исходом. На место Урушева пришел Валерий Раевский, работавший в то время его заместителем. Какие подковерные игры тогда велись? – досконально знают только участники тех событий.

В округе в тот период отчаянно банкротили кинокомпанию «Югра-фильм», к которой имел непосредственное отношение Урушев. В списке работ компании были такие фильмы, «Золото Югры», «Анна Каренина»,«Красный лёд. Сага о хантах Югры», «Буровая-2», «Ледяная страсть» — всего более тридцати работ. С кинокомпанией охотно работали такие «звездные» актеры, как Александр Абдулов и Мария Миронова, Олег Янковский, многие другие, известные режиссеры, в том числе Сергей Соловьев. Югра стремительно вошла в число ведущих фильмо производящих регионов России. Режиссер Виталий Мельников, один из мэтров отечественного кинематографа («Начальник Чукотки», «Старший сын» и др.) снял в Югре фильм «Агитбригада «Бей врага!», в котором играли роли Виктор Сухоруков, Наталья Ткаченко, Кирилл Пирогов. Большинство сцен снимались на югорском материале, и что может быть убедительней и доходчивей пропаганды своего края, чем кино, имеющее большой экран?

1 марта в Ханты-Мансийске откроется ХVII кинофестиваль«Дух огня» который даже в годы своей кино молодости проводился с большим размахом, чем сейчас, несмотря на то, что ему оказывает поддержку Минкульт России. И это, пожалуй, единственное мероприятие подобной направленности, которое еще живо в Югре.
Сейчас ведущим жанром телекомпании «Югра» являются сюжеты и трансляции с участием губернатора.

В сентябре 2011 года «ЮграPRO» опубликовало эксклюзивное интервью ОлегаУрушева, где он ответил на клевету, распространяемую в его отношении югорскими СМИ.

Хотя, впрочем, дело прошлое, многие углы сгладились временем, но с той поры Олег Урушев предпочитает не иметь дела с югорскими чиновниками. Его талант признали в Тюмени и не только. Можно ли считать тот давний отъезд Урушева потерей для Югры? Наверное, да, потому как талант – дар Божий, индивидуальный и штучный.

Тюмень в последние годы делает на внешнем контуре успехи, не сопоставимые с Югрой. Мало того, что она все более делается притягательной для работников культурного фронта, но и тот же биатлон, телетрансляции которого проводил из Ханты-Мансийска Олег Урушев, также незаметно перебирается на тюменские трассы.

Рубрики: ПравдаPRO, Сургут, Ханты-Мансийск. Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

817
Просмотры:
10
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Озадаченный пишет:

    И эту Югру мы уже потеряли навсегда…
    Напомню, что кроме того, что в Югре перестали снимать исторические фильмы, в Югре закрыли филиалы ведущих российских культурных ВУЗов — знаменитых Гнесинкого училища и свердловского архитектурного художественного института…
    Так что список того, что мы потеряли, приведённый в статье, далеко не полный…

  2. Аноним пишет:

    Это вы потеряли Югру а мы её тне теряли..урушев спросите тех кто работает на канале Югра?

  3. ТВ пишет:

    Да что собственно можно снимать в Югре, коли в ней один единственный продюсер с окружным баблом на кармане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑