Четверг, 15 ноября 2018 18+

«Жила бы страна родная»: против кого дружит «Новатэк»?

Опубликовано: 23 октября 2018, 17:08 | Служба новостей ЮграPRO

Во время визита в ХМАО-Югру, который состоится в конце текущей недели, Президент России Владимир Путина будет проводить здесь мероприятия общероссийского масштаба, — об этом «ЮграPRO» сообщало вчера.

Севера высшие руководители страны посещают не часто. Одной из запомнившихся поездок Владимира Путина стало посещение им Саббеты на Ямале, где 8 декабря 2017 года началась отгрузка первой партии сжиженного природного газа (СПГ) на танкер «Кристоф де Маржери», принадлежащий ПАО «Совкомфлот». Право «нажать кнопку» председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон предоставил Президенту России Владимиру Путину.

Сразу после завершения церемонии Владимир Путин провел совещание по вопросам развития российских проектов производства сжиженного природного газа — прямо на территории «Ямал СПГ». «К 2040 г. мировой спрос на газ, по оценкам экспертов, увеличится более чем на 40%, при этом рост СПГ может составить до 70%. Россия должна занять на этом рынке достойную нишу, которая сейчас достаточно скромна», — сказал президент.

Жизнь показывает, что планы – это одно, их выполнение – несколько другое. К примеру, год назад США только начинали кампанию по замещению российского газа американским на рынке Европы, а сейчас правительство Германии, один из ключевых игроков на рынке Европы решило помочь с финансированием строительства терминала стоимостью 500 млн евро для импорта американского сжиженного природного газа (СПГ). В то же время «Новатэк» и Fluxys (совместное предприятие (СП) арендуют земельный участок в порту Росток (Германия) с целью создания среднетоннажного СПГ-терминала. Об этом сообщила пресс-служба «Новатэка». Дело может дойти до того, что российские производители газа станут конкурировать за зарубежном рынке. «Газпрома» опасается, что освобожденный от НДПИ и экспортной пошлины СПГ, произведенный на новом заводе «Новатэка», может снизить экспорт концерна в Европу.

«Любой поставленный на европейский рынок кубометр того же СПГ — это минус один кубометр того же российского [трубопроводного] газа, — говорил 5 декабря 2017 года заместитель начальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. — Газ, который он заместит, — это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства» (цитата по «Интерфаксу»).

Но суть вопроса даже не в этом, а в том, что российские нефтяные и газовые гиганты развивают промышленные комплексы за рубежом параллельно с российскими, причем со все большим присутствием иностранного капитала. Это означает все большую потерю контроля над природными ресурсами России, которые, кроме того, чтобы добыть, нужно еще и продать. Разворачивающаяся жестокая мировая конкуренция за рынки сбыта происходит на фоне все более расширяющихся санкций в отношении России.

19 октября 2018 года наши коллеги из информационного агентства «ЯмалPRO» опубликовали материал по заголовком «Ямальский Север — «денежный мешок» Леонида Михельсона. И почему от развития Севморпути выигрывает только НОВАТЭК»?

Автор публикации Станислав Гурбин пишет, в частности: «В последнее время многие российские эксперты и влиятельные телеграм-каналы начали задаваться вопросом: что происходит с развитием Арктики? Уж сколько обещали и говорили, что именно не освоенные северные территории России – станут приоритетом экономического развития страны, следовательно, их жителей ждёт повышение социального благополучия. Однако, пока дальше разговоров дело не идёт. Освоение Северного морского пути, а с ним и всей Арктики, всё больше увязывают исключительно с деятельностью НОВАТЭКа. Эксперты склоняются к тому, что весь этот информационный шум был затеян ради предоставления бизнесу Михельсона и Ко режима наибольшего благоприятствования. А порты на арктическом побережье и необходимую инфраструктуру за бюджетные деньги создают в первую очередь для того, чтобы ямальский газ стало удобнее и быстрее вывозить не только в западном, но и восточном направлении». Некоторые размышления автора на тему освоения Северного морского пути представляют определенный интерес, а опасения в наличии шапкозакидательских настроений выглядят обоснованными – советуем познакомиться. Вернемся, однако, к СПГ.

Создаваемая Леонидом Михельсоном империя по производству и сбыту СПГ имеет один существенный изъян: в России практически отсутствует флот для перевозки сжиженного природного газа. Построенные на Ямале производства находятся в границах России, но потребители находятся за рубежом.

По данным сайта sudostroenie.info, в настоящий момент проект «Ямал СПГ» обслуживают 7 газовозов СПГ. Всего их будет 15. Из них лишь один принадлежит российской компании «Совкомфлот», «Кристоф де Маржери» – именно его загрузку санкционировал Владимир Путин 8 декабря 2017 года. По иронии судьбы, единственный российский газовоз назван именем французского бизнесмена — президента Total Кристофа де Маржери, который в октябре 2014 года погиб в авиакатастрофе в аэропорту «Внуково». Цена такого судна — 290 млн $. Поставили его под кипрский флаг, судя по справке marinetraffic. Строили в Южной Корее (верфь — Daewoo Shipbuilding Marine Engineering). Остальным газовозам, несмотря на то, что они имеют к России еще более отдаленное отношение, присвоены имена прославленных российских мореплавателей.

Газовозы «Борис Вилькицкий» и «Федор Литке» принадлежат греческой компании Dynagas. Она владеет 5-ю танкерами газовозами класса Yamalmax. Суда абсолютно идентичны: они имеют дедвейт 85 тыс. т, длину почти 300 м и ширину 50 м. Газовозы были переданы заказчику в ноябре 2017 года.

Компаниям Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Teekay принадлежат 9 газовозов.

Суда «Эдуард Толль» и «Рудольф Самойлович» принадлежат Teekay (Канада), а «Владимиром Русановым» и «Владимиром Визе» совместно владеют Mitsui O.S.K. Lines и China COSCO Shipping.

«Рудольф Самойлович» и «Владимир Визе» начали работу на «Ямал СПГ» в сентябре этого года.

Вместимость танков газовозов класса Yamalmax составляет 172,6 тыс. куб. м газа. Они могут эксплуатироваться при температуре до -50 градусов и, имея ледовый класс Arc7, способны проходить лед толщиной 2,1 м.

В 2018 году в эксплуатацию поступят еще 3 судна: «Георгий Брусилов», «Борис Давыдов», «Николай Зубов». Все они принадлежат грекам.

На 2019 год останутся «Николай Евгенов», «Владимир Воронин», «Георгий Ушаков», «Яков Гаккель» и «Николай Урванцев». Из них только 1 газовоз принадлежит MOL, а оставшиеся — Teekay.

Все суда класса Yamalmax строятся в Южной Корее, на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering.

Конечно, у каждого построенного и спущенного для Ямала судна будет своя судьба. Но как она ими распорядится – зависит, конечно, не только от планов Леонида Михельсона, но также от того, сумеет ли Россия встать в ряд мировых тяжеловесов, или же в исполнение санкций иностранные перевозчики СПГ найдут новый фрахт – там, где больше заплатят: на том же маршруте США – Европа можно безопасно заработать много больше.

Рубрики: ПравдаPRO, Страна и Мир, ТЭК. Метки: , , , , .


Рейтинг новости:

537
Просмотры:
7
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑