Четверг, 13 декабря 2018 18+

Как гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов «дурит» чиновников и акционеров?

Опубликовано: 21 сентября 2018, 11:55 | Служба новостей ЮграPRO

В ноябре 2015-го, три года назад, в Югре, думой и правительством было принято совместное и согласованное решение о докапитализации авиакомпании «ЮТэйр» на 11,5 млрд рублей. Главной мотивацией решения было сохранение местных воздушных перевозок для населения округа, проживающего в отдаленных районах, куда иначе, как воздуху, не добраться. Кстати, в 2013 году АК «ЮТэйр» на переговорах с властями заявляла, что готова расширить географию полетов и сделать больше рейсов, но при условии, что Региональная служба по тарифам согласует ей рыночные тарифы. Тогда власти должны были определиться: готовы ли они нести дополнительные расходы на субсидирование авиакомпании или переложить ношу на самих жителей. На этом решение застопорилось.

Во вложении 25 миллиардов в АК «Ютэйр» в 2015 году также приняли участие Тюменская область (2,5 млрд рублей) и Негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз». После завершения сделки Югра стала владельцем 38,8% акций уставного капитала авиаперевозчика. Суть проблемы АК «Ютэйр» заключалась в том, что в октябре 2014 выяснилось, что компания допустила дефолт по облигациям на сумму в 2,7 млрд рублей. В декабре инвесторы предъявили к «ЮТэйр» иск – поводом стал долг за аренду самолета Ту-154 М, затем выяснилось, что у компании накопился долг перед кредиторами – более 167 млрд рублей. Федеральные власти согласились помочь компании с выделением госгарантий, но при этом выставили условия, что акционеры должны за свой счет докапитализировать компанию на 25 млрд рублей.

 

Выделение 11,5 миллиардов рублей частной компании из государственного бюджета – дело, в общем-то, редкое. Во время дискуссии в Думе ХМАО-Югры» депутат от ЛДПР Евгений Марков сказал: «Нужно понимать, что мы сегодня становимся акционером компании, чье имущество будет заложено кредиторам, и в случае, если что-то опять пойдет не так, наши инвестиции не защищены. И я настаиваю, что у нас должно быть акционерное соглашение о порядке и процедуре комфортного выхода ХМАО из этого акционерного капитала через какой-то промежуток времени». Как выглядит это акционерное соглашение – депутатам узнать так и не удалось.

Через год, в ноябре 2016-го генеральный директор АК «ЮТэйр» Андрей Мартиросов отчитывался перед  депутатами Думы ХМАО-Югры о работе за прошедший год. Он, в частности, говорил о том, что авиакомпания реализует некий план по выходу из кризиса: «Сегодня валютные расходы к валютным доходам (которые идут от международных вертолетных перевозок) сбалансированы. Мы имеем от 200 до 300 млн долларов в год валютных поступлений. Это позволяет осуществлять сегодняшние лизинговые платежи, закупать запчасти. Наша бизнес-модель сегодня наиболее сбалансирована среди других российских авиакомпаний, которые таких валютных доходов не имеют. На территории Югры компания обеспечивает рабочими местами более 1100 человек. При этом за два года авиакомпания сократила более чем на половину численность работников внутри всей группы. Так, если в 2014 году в структурах «ЮТэйр» работали 6,5 тыс. человек, то на сентябрь 2016 года численность коллектива составила чуть более 3 тыс. человек». Депутатов интересовало, будут ли еще сокращения. «Мы уже и так очень сильно сократили количество персонала. И дальнейшее сокращение численности уже просто физически будет ухудшать качество управления», — ответил Мартиросов.

Любопытно, что в тот же период, когда гендиректор АК «ЮТэйр» потрошил бюджеты Югры, Тюмени и пенсионного фонда нефтяников, компания распрощалась с прибыльным активом – авиакомпанией, Azur Air базирующейся в Красноярске. Ее уставной капитал составляет 2 млн 725 тыс. рублей, а владелец – московское турагентство «ВАН2ФЛАЙ» с уставным капиталом 18 750 рублей, численностью сотрудников до 5 человек, агентство часто меняет адрес. Эта ОООшка была создана в мае 2014 года, когда в головах менеджмента АК «ЮТэйр», видимо, созрела мысль о выводе актива.

Сейчас в самолетном парке Azur Air насчитывается 23 лайнера Boeing различных модификаций. Компания имеет миллиардные обороты, прибыль, исчисляющуюся сотнями миллионов рублей. В отраслевой прессе авиаторов в 2015 году отмечали, что Azur Air сменила владельца после «урегулирования некоторых юридических проблем». Уставной капитал Azur Air с 3 сентября 2015 года обременен и находится в залоге у ПАО «АВИАКОМПАНИЯ «ЮТЭЙР» и АО «ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ». Как говорится, ловкость рук… Не лишне будет заметить, что непосредственной и конечной контролирующей стороной «ЮТэйр» является негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз» через свое АО «АК-Инвест», которому принадлежит 50,1% акций компании.

Прибыль АК «ЮТэйр» по итогам 2017 года за отчетный период упала более чем в два раза по сравнению с 2016 годом и составила 2,4 млрд рублей. Ранее компания отчиталась о финансовых показателях за 2017 год по российским стандартам бухучета. По РБСУ чистая прибыль «Ютэйр» также существенно сократилась — в 11 раз и составила около 101 млн рублей. Убытки авиакомпании АК «Ютэйр» в первом полугодии 2018 года составили 3,8 млрд рублей. В 2017 году компания также показывала убыток в размере 2,3 млрд рублей. Об этом сообщается в финансовом отчете компании.

Отмечается, что кредиторская задолженность по сравнению с данными за прошлый год выросла с 9,2 млрд до 11,1 млрд рублей. Не исключено, что АК «ЮТэйр» в настоящий момент близка к предбанкротной ситуации, в которой она оказалась четыре года назад. Сейчас флот «ЮТэйр» состоит из 65 самолетов.

Еще одной новостью сентября стало известие о том, что у АК «ЮТэйр» больше нет вертолетов, а ее парк считался самым большим в мире – более 320 машин. Комментируя ситуацию, отраслевые издания отметили, что «ЮТэйр» наконец-то решила разделить самолетный и вертолетный бизнес, и это хорошо. Насколько хорошо? Часть специалистов от авиации высказала крамольную мысль, что манипуляции с вертолетным парком АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги» стали тем же испытанным способом «увести» от процедуры банкротства наиболее ценные активы. Чуть выше мы писали о том, как Андрей Мартиросов ценит вертолеты, повторимся: «Сегодня валютные расходы к валютным доходам (которые идут от международных вертолетных перевозок) сбалансированы. Мы имеем от 200 до 300 млн долларов в год валютных поступлений».

5 сентября 2018 года « ЮграPRO» писало:  «В парке авиакомпании «Ютэйр» больше нет вертолетной техники, следует из данных Росавиации за август. Таким образом, разделение бизнеса внутри группы «ЮТэйр» на самолетную и вертолетную составляющие можно считать законченным. Теперь авиакомпания компания будет работать практически исключительно в сегменте B2C на самолетах иностранного производства. А ведь когда-то именно «ЮТэйр» лидировал среди вертолетных операторов России. Кстати, до 2013 года авиакомпания занимала первое место по производственному налету на вертолетах. Уже по итогам 2014 года она опустилась на 3-е место, а лидером отрасли стала авиакомпания «Ютэйр — Вертолетные услуги». Кстати, учредителем АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» стала ООО «ЮТэйр-Лизинг», которую, в свою очередь, учредила АК «ЮТэйр», вложив в уставной фонд 5 млрд рублей. Незадача в том, что уставной капитал «ЮТэйр-Лизинг» обременен и находится в залоге. Кто же в этом реестре залогодержателей? Все больше солидные российские банки, некоторым из которых АК «ЮТэйр» должна не по первому кругу:  АО Коммерческий банк «Глобэкс», ЗАО «Сургутнефтегазбанк», ОАО «Акционерный банк «Россия», ОАО «Московский кредитный банк», ООО Оренбургский ипотечный коммерческий банк «Русь», ПАО «Банк Балтийское финансовое агентство», ПАО «МТС-Банк», ПАО «Новый инвестиционно-коммерческий Оренбургский банк развития промышленности», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Ханты-Мансийский банк «Открытие»», АО «Юникредит Банк».

Теперь немного статистики.

Весной этого года в информационной сети было опубликовано сообщение о том, что авиакомпания «ЮТэйр», которая в 2013 году была вынуждена пойти на массовое сокращение своего флота из-за финансовых проблем, объявила о крупной сделке по обновлению своего авиапарка: компания была намерена взять 30 новых самолетов Boeing до 2025 года в операционный лизинг.

Корпорации Boeing разместила информацию о договоренностях с «ЮТэйр» в ежемесячном отчете о новых контрактах: в начале апреля 2018 года были достигнуты договоренности, по которым «ЮТэйр» могла рассчитывать на 30 Boeing 737 MAX вместо ранее заказанных самолетов другой версии — 737 NG.

Как известно, «Ютэйр» начинала программу обновления флота в 2013 году, сделав крупный заказ у Boeing. Тогда компания успела получить первые шесть судов, но из-за кризиса внутри самой группы «ЮТэйр» эти самолеты пришлось вернуть лизингодателю. «Впоследствии мы трансформировали оставшуюся партию в заказ на 30 Boeing 737 MAX 8», — рассказал газете «Ведомости» гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. По его словам, эти суда заменят меньшие по вместимости Boeing 737-500, за счет чего будут увеличиваться общая кресельная емкость и топливная эффективность «ЮТэйр». При этом парк компании расти не будет.

«Первые два судна из этого заказа мы получим в 2019 году», — рассказал Мартиросов. По его словам, дальнейшие поставки будут зависеть от конъюнктуры рынка. Обновление флота планируется завершить в 2025 году. По оценке издания, заказанные «ЮТэйр» самолеты могут стоить около 1,76 млрд долларов.

Конечно, обновление флота – это хорошо, но почему-то складывается впечатление, что менеджеры «ЮТэйр» существуют где-то внутри придуманного ими сюрреалистического сюжета, в котором существует одна только прибыль и больше ничего, кроме прибыли. На самом деле, только одно обслуживание много миллиардных кредитов съедает значительную часть доходов, плюс к тому зарплата, топливо, ремонт и запчасти за валюту, налоги, кроме того, снижается стоимость и самой компании – ее акции на Московской бирже уже давно находятся в почти смертельном пике.

Недаром депутат Евгений Марков, выступая на уже почти историческом заседании Думы ХМАО-Югры, где округ практически подарил АК «ЮТэйр» из бюджета 11,5 млрд рублей, тревожился о том, что будет, если имущество будет заложено, сменит хозяина – как тогда возвращать деньги? Через три года стало понятно, что, залатав югорскими и прочими деньгами банкротские дыры, «ЮТэйр» движется собственным курсом, делая ставку на собственный интерес, на импортную технику, которую приобретает за доллары за границей в лизинг. Приобретенные самолеты летают с регистрационными номерами Бермудских островов, и руководство перевозчика «плевать хотело» на отечественного производителя авиатехники. Запад оказался ближе «к телу и карману» Мартиросова. Это касается не только уплаты экспортных пошлин за авиатехнику, но также и минимизации налоговых отчислений со стоящего на балансе имущества. Получается, что, фактически пытаясь «прокатить» государство, минимизировав налоговые отчисления, авиаперевозчик к этому же государству и обращается за помощью, прикрываясь интересами пассажиров. Делая экономию на пассажирах и персонале, руководство АК «ЮТэйр» придерживается своей стратегии, суть которой — поддержка зарубежных авиастроителей. На эту странность обратил на днях внимание Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, предложивший «ЮТэйр» задуматься о приобретении отечественных самолетов  «Ил-114», которые должны пойти в серию в 2021 году. Такое заявление прозвучало на встрече с депутатами Госдумы.

На этой встрече первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Сысоев, представляющий в Госдуме Тюменскую область, Югру и Ямал, поднял тему обновления авиапарка АК «ЮТэйр», самолеты которой последнее время стали участниками нескольких авиационных происшествий.

Депутат обратился к министру с просьбой рассмотреть возможность помощи со стороны Минпромторга в обновлении авиапарка «ЮТэйр». Мантуров на выступление Сысоева сказал, что уже сегодня «ЮТэйр» пора начать заниматься возможным подбором и заключением соглашений о приобретении отечественных самолетов по лизингу. Надо отдать должное изворотливости ума менеджеров АК «ЮТэйр», которые, решили сделать из правительства РФ своего рода волшебного Старика Хоттабыча. Понимая, что после недавней «зачистки» бюджетов Югры и Тюмени там вряд ли что отломится, менеджеры АК «ЮТэйр» пытают счастье в Правительстве РФ, подгребая при этом жар чужими руками.

КСТАТИ:

В конце августа менеджеры авиакомпании S7 представили губернатору Московской области проект создания предприятия в городе Ступино, на котором будут производить самолеты бизнес-джет «Victory». В проект инвестируют около 13 млрд рублей.

Отмечается, что самолеты «Victory» производятся из углеродных композитных материалов. В длину они достигают около 10 м, весят не более трех тонн. Максимальная дальность полета превышает 2 тысячи км, скорость — 600 км в час. В составе экипажа один пилот, вместимость — четыре-пять пассажиров.

Приблизительная стоимость одного самолёта модели Epic Victory по данным на начало 2015 года составляет около 1,05 миллиона долларов.

Одним из учредителей S7 Airlines (бренд ПАО «Авиакомпания «Сибирь») является правительство Новосибирской области. Флот S7 насчитывает 88 воздушных судов, что в принципе сравнимо с АК «ЮТэйр», тем более без учета вертолетного парка. S7 Airlines — успешно развивающаяся российская авиакомпания с современным парком воздушных судов. Все рейсы выполняются на лайнерах ведущих мировых производителей, компаний Airbus, Boeing и Embraer.

Только за пять лет с 2011 по 2016 г.г. S7 Airlines обновила парк самолетов, выручка увеличилась с 45 до 108 млрд рублей, прибыль – с 734 млн рублей до 4,5 млрд, стоимость компании – с 1,5 млрд до 5,6 млрд рублей. При том при сём, никаких крупных долгов и Стариков Хоттабычей!

 

Рубрики: ПравдаPRO, Реплики, Сургут, Ханты-Мансийск, Экономика. Метки: , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

3339
Просмотры:
36
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Март пишет:

    Летел этой помойкой недавно. Даже воду перестали разносить пассажирам! Прогрес! Видимо пилотов скоро будут из пассажиров выбирать

  2. 86 пишет:

    А что вы хотите, привыкли в ХМАО только воровать

  3. Аноним пишет:

    почему не кормят в самолете?

    • Район пишет:

      Ишь, захотел кушать у Мартиросова. А ты не понял, что своим желанием лезешь в карман вот к энтому хряку, что на фото. Ему самому мало, а тут еще и ты со своим — хочу жрать. Обойдешьси. Дома ешь.

  4. холоп пишет:

    Гнать в шею эту убогую компанию. Придут адекватные желающие и способные работать. И цены станут адекватные и питание и т. д.

  5. Лингва пишет:

    Авиапотрошило — вот он кто…

  6. Сам себе лёт. пишет:

    Да этот хрячок обычный зиц-председатель. Финансовыми потоками авиакомпании рулят совсем другие очень жадные люди из Думы и правительства ХМАО.

  7. пассажир пишет:

    Если ютэйр пустить по модели эссэвэн, столько чинуш останутся «нищими», что начнут искать другие места в бюджете, где так же сосать можно будет. В этой стране уже давно каждый сам за себя, особенно во власти. А народ и не такое терпел.

  8. Летающая пишет:

    Мартиросов-гражданин Украины, поэтому неудивительно, что ему на интересы россиян глубоко начихать. Настрижет бобосиков и алес на острова какие-нибудь. А Югру еще припрягут долги платить…вернее всех нас….из бюджета….летаем по конским ценам, не кормят, не поят….просто мрак!

  9. возмущенный работник пишет:

    Такие масштабные финансовые проблемы в компании, исчисляемые миллиардами!?!?! От куда такие долги? На что были взяты эти кредиты? почему должны страдать обычные работники?

  10. возмущенный работник 2 пишет:

    Сейчас с ситуацией в сочях с самолетами и вертолетом не хотят платить деньги. А руководству пофигу, наживаются как могут

  11. Мишанька пишет:

    Ужасная статья, это не журналист, а довечник недоучка,как будто репортаж у бабок на скамейке взял…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑