Воскресенье, 27 мая 2018 12+

Нефть – наше все! Резервации, позор США, а для Югры – норма?

Опубликовано: 7 мая 2018, 23:14 | Служба новостей "ЮграPRO"

Лет пять, как минимум, с публичной повестки не сходит тема свободы передвижения по территории ХМАО. Проблема связана с тем, что нефтяные компании, получившие долгосрочные лицензии на участки на территории округа, под резонными, казалось, предлогами, ограничивают доступ местного населения не только на территории промысла, но также на прилегающие к ним угодья: реки, озера, леса. Делается это очень просто: на дорогах устанавливаются охраняемые шлагбаумы, а объездные проселки приводятся в негодность тяжелой техникой.

Сторонники ограничения въезда на публично-принудительном порядке территории говорят о том, что существуют пожароопасные периоды в лесах, террористы косят кровавым глазам на нефтяные промыслы, проживающие на родовых угодьях граждане довольны, что их не тревожат посторонние: отдыхающие и туристы из города.

Правда, довольство сменяется на недовольство как только в пропускном режиме для местных жителей появляются сбои. К примеру, с 28 января 2018 года проезд неожиданно осложнился для большинства оленеводов Сургутского района, проживающих на родовых угодьях десятки лет. В связи с многочисленными жалобами на сотрудников еще шести подобных контрольно-пропускных постов, вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Клим Кантеров 31 января направил заявление главе Сургутского района с предложением обсудить совместно с коренным населением и нефтяниками проблему, обозначенную как «унижение» и «ущемление прав» нефтяниками.

Корреспондент «ЮграPRO» поговорил с Климом Кантеровым, вице-президентом Общественной организации «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа: «После собрания районной администрации и нефтяников с представителями коренного населения ситуация вроде улучшилась. Приезжали представители Лянторнефть, Нижнесортымскнефть, были представители службы безопасности Сургутнефтегаза. С ними поговорили, чтобы если гость едет, коренной житель либо письмо пишет, либо сам едет встречать, а по коренным жителям проезд по предоставлению паспорта. Нас такой порядок устраивает, потому что если бы все подряд ездили, то непорядок, бывает, что оленей на трассе сбивают, охотнички могут оленя и подстрелить. Такой порядок нормальный, когда пропускают по паспорту. Пока конфликтов нету, если будут какие-то вопросы от коренного населения, будем на месте разговаривать со службой безопасности. Они все номера телефонов дали, поэтому будем уже с ними напрямую диалог вести».

Житель Сургута Владимир Сюкрин изложил корреспонденту «ЮграPRO» свою точку зрения на проблему: «Дело в том, что дороги перекрываются даже там, где нет угодий коренных народов, хотя никаких ограничений на въезд быть в принципе не должно. Нефтяники ограничение въезда прикрывали рассуждениями о пожаро опасности, затем о террористической угрозе, сейчас они главные охранители покоя КМНС, как это ни странно, и попутно говорят о безопасности своих объектов от воровства и т.д. Я звонил в службу безопасности Лянторнефть, мне ответили, что мы не имеем права проехать, потому что не прошли инструктажи и не умеем себя вести на их месторождениях, хотя на самом деле под месторождением подразумевается полоска земли вокруг месторождения, которая находится в их пользовании, а въезд на всю остальную землю ради этой полоски перекрыт, хотя к этой земле нефтяники никакого отношения не имеют. В последний раз я попытался проехать через пост за Лянтором в сторону Нижнесортымского не далее, как 30 апреля. Хотел съездить на рыбалку, в этом месте уже не одно поколение рыбаков рыбачит. Проехать не удалось, потому что там, где не стоят шлагбаумы, проселки перекопаны. Я задал вопрос службе безопасности Лянторнефти, почему ваш персонал может ездить рыбачить, а другие граждане нет? Мне ответили, что их сотрудники проходят инструктажи по безопасности, и они имеют право проезжать, а вы – не имеете. Совсем другое дело на постах Роснефти, через которые мы проезжали. Охранники вышли, посмотрели, не везем ли мы что не законное, записали в журнал. Когда обратно выезжали, так же осмотрели, не вывозим ли мы что, вычеркнули из журнала — и на этом всё. Хотя, конечно, инструктаж, которым козыряет служба безопасности Роснефти, не более, чем отговорка, тот же инструктаж можно проводить прямо на посту, вручать какие-то памятки – вот это и будет работа по обеспечению безопасности, а так, те же Лянторнефть и Сургутнефтегаз под видом лицензии на участок устроила себе заказник на казенных землях, где можно творить что угодно, и это не будет никак отслежено и наказано».
По имеющимся в редакции «ЮграPRO» сведениям, жители Сургута собираются писать жалобу губернатору ХМАО Наталье Комаровой на компании Лянторнефть и Сургутнефтегаз».

Член окружного штаба ОНФ Инна Бирук, которая знает проблему не понаслышке, также имеет свое мнение о сложившейся ситуации: «Я не могу сказать, что слишком затруднен проезд. Это администрация не вовремя подает списки нефтяникам – мы неоднократно говорили об этом представителям администрации, потому что коренное население просто может не знать, когда, что и кому нужно подавать. Между тем, во всех администрациях есть так называемые Службы Севера, которые работают с коренными малочисленными народами, потому что коренные жители могут испытывать те же проблемы с сотовой связью. У многих дети учатся в отрыве от дома, и чтобы их забрать, нужно иногда проехать не одну сотню километров. Сейчас распутица, и не отовсюду можно добраться. Поэтому Службам Севера нужно больше заниматься разъяснительной работой. Человек издалека приезжает на пост, а в списках его нет, и его не пропускают.

Но есть и другая сторона проблемы, потому что коренное население поддерживает установленный пропускной порядок, так считает, что отсутствие посторонних благоприятно сказывается на экологическом состоянии родовых угодий».

В декабре 2014 года правовую оценку ограничению права на свободу передвижения дала прокуратура Сургутского района: «ОАО «Сургутнефтегаз» является собственником сети автодорог, обеспечивающих передвижение транспорта между нефтепромысловыми объектами. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» часть автомобильных дорог являются частными автомобильными дорогами не общего пользования. Передвижение по данным дорогам ограничено в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В связи с этим, передвижение частного транспорта граждан Российской Федерации ограничено в целях сохранности имущества ОАО «Сургутнефтегаз», при этом сами граждане имеют право беспрепятственного прохода через КПП. Доступ граждан к природным озерам, местам отдыха и лесам не ограничивается.
Заместитель прокурора района А.В. Головкин».

Таким образом, речь в разъяснении прокуратуры идет только о дорогах, другие понятия на тот момент ее не интересовали. На авто нельзя, а пешком – хоть до Луны. Ясно, что нефть – это наше всё, и доказать свою правду в борьбе с нефтяными монстрами обычному гражданину весьма проблематично.

Некоторые журналисты в своих публикациях сравнивают порядок въезда через КПП нефтяников в ХМАО с установленным в индейских резервациях, которые российские политики, интересующиеся международными вопросами, называют позором США. Кстати, въезд в большинство резерваций свободный, хотя на дороге у одной из них возвышается внушительных размеров плакат:

«Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!»

Никто, конечно, ни в кого не стреляет, но таким способом коренное население выразило свое нежелание видеть чужаков, к которым относится, скажем так, не совсем дружелюбно.

Рубрики: Белоярский район, Кондинский район, Нефтеюганский район, Нижневартовский район, ПравдаPRO, Сургутский район, ТЭК, Ханты-Мансийский район. Метки: , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

806
Просмотры:
10
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑