Понедельник, 12 ноября 2018 18+

Хроника пикирующей вороны. Как чиновники Югры провоцируют авиакатастрофы

Опубликовано: 6 апреля 2018, 19:48 | Служба новостей ЮграPRO

Это кажется, что самолеты падают не у нас, это кажется, что каждый траур по погибшим в авиакатастрофе – не имеет к нам отношения. Хотя кадры с места крушений авиалайнеров потрясают своей непомерной чудовищностью, и спасатели, которые собирают, как пишут в отчетах, фрагменты тел погибших, рассказывали, что это зрелище навсегда остается в памяти и не дает спать по ночам. Хотя для безопасности полетов принимаются самые немыслимые меры, самолеты продолжают падать. Но могут падать чаще, и даже в благословенной Богом Югре. Что бы казалось общего между мусорной свалкой и парящим в небе лайнером? На самом деле, именно свалки, особенно расположенные вблизи аэропортов, представляют серьезную опасность для самолетов, и их нахождение ближе, чем на расстоянии 15 километров запрещено.

В Сургуте почти полгода рассматривалось судебное дело Сургутской транспортной прокуратуры против Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Сургутский кадастровый центр Природа» о запрете эксплуатации полигона твердо-бытовых отходов и проведения мероприятий по рекультивации земельного участка. Прокуратура не с первого захода, но дело выиграла.

Судебный процесс проходил в Ханты-Мансийске по апелляционному представлению прокурора на решение Сургутского городского суда от 11 октября 2017 года.
Сургутский транспортный прокурор мотивировал требования тем, что транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в части расположения вблизи аэропорта г. Сургута полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления.

Законодательством запрещается размещать вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов размещения отходов и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Прокуратура установила, что в районе аэродрома г. Сургута, на расстоянии 14 700 метров, находится полигон по утилизации и захоронению отходов, эксплуатируемый СГ МУП «Сургутский кадастровый центр Природа».

Согласно информации, представленной ОАО «Аэропорт Сургут», полигон по находится на расстоянии до 15 километров от аэродрома, и на свалке происходит массовое скопление птиц, которые совершают ежедневные перелеты из прилегающих районов. «Нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона ТБО создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества, — говорилось в материалах судебного дела. — Указанное обстоятельство подтверждается рядом авиационных событий с воздушными судами по причине их столкновения с птицами, произошедшими в районе аэродрома Сургут, а именно 13 мая 2017 года обнаружено столкновение воздушного судна с птицей, при котором имелись множественные вмятины; 14 июля 2017 года по докладу экипажа Boeing-738 после полетного осмотра в районе левого крыла попадание птицы. Аналогичные случаи столкновения птиц с воздушными судами фиксировались в 2016г. Кроме того, размещение полигона ТБО не согласовано с собственником аэродрома».

Судебная коллегия приняла решение: запретить СГМУП «СКЦ Природа» эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, Восточно-Сургутское месторождение нефти) и обязать данную организацию по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельного участка, используемого для эксплуатации полигона твердо-бытовых отходов.

Казалось бы, все ясно: мусорный полигон должен быть ликвидирован, чтобы не было большой беды, хотя не факт, что это будет сделано в отведенные 90 суток. Ведь Сургутский городской суд в сентябре не услышал требования транспортного прокурора, и по существу дал добро на продолжение полетов в условиях повышенных рисков.

Можно, конечно, понять директора МУПа «Сургутский кадастровый центр Природа» Ларису Салмину, перед которой решение суда поставило, сообразно с масштабами предприятия, трудно разрешимую задачу, можно понять и Сургутский городской суд, который посчитал, что площадка для складирования городских объедков и рваных башмаков важнее жизней людей, которые, находясь на борту самолета, ждут, что Сургут с нетерпением и гостеприимством ждет их благополучного приземления. Но в случае (не дай, конечно, Бог) катастрофы у них не мелькнет мысль о том, что именно они, заботясь о судьбе рваных башмаков, отправили в иной мир несколько десятков человек.

Казалось бы, что такое 300 метров, не идущие в норматив удаленности свалки от аэропорта? Между тем, столкновения воздушных судов с птицами в районе аэропорта Сургут приняли систематический характер, и какое из следующих столкновений двух летящих на встречных курсах объектов стало бы роковым?

Редакция «ЮграPRO», зная о том, что в Ханты-Мансийске самолеты взлетают практически в пределах городской черты, решила посмотреть, как выглядит альянс «аэропорт – городская свалка» в столице округа? Кто не знает, городская свалка находится по автотрассе на Шапшу. К ней ведет прямая дорога от города, по спидометру – 13,5 километра. Конечно, это показания не геодезических приборов, но все же. Результат измерений на карте Гугл по прямой от взлетной полосы до свалки — 13,8 километра. Не исключено, что он может быть большим – смотря с какой целью измерять, иной раз при необходимости дважды два будет неизменно равняться пяти. Дело здесь, может быть, и не в разнице в несколько сотен метров, но еще и в том, что городская свалка Ханты-Мансийска находится как раз в створе взлетно-посадочной полосы аэропорта, то есть по курсу набирающих высоту или садящихся самолетов. Так что, хоть дважды два, хоть трижды три – итог таков, что столичный полигон ТБО вдвойне опасен для воздушных судов. На полигоне – монбланы мусора высотой более 30 метров, и на их гребнях – сотни ворон и сорок, которые взлетают от шума двигателей КамАЗов, и в какую сторону и на какой высоте они подадутся на ночлег – только им, сорокам и воронам, известно.

 

Чиновники ХМАО, которые по их отчетам, впереди России всей, проваливают сроки старта федерального проекта по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждают эксперты после рассмотрения территориальной схемы Югры и обновленные планы по возведению пяти межмуниципальных полигонов в Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нягани и Сургуте. На сегодня не все объекты получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, особенно остро проблема касается Ханты-Мансийского межмуниципального полигона.

В Росприроднадзоре, комментируя ситуацию, говорят, что еще в прошлом году было дано отрицательное заключение на этот проект, сейчас документы поданы повторно. 11 апреля состоится заседание рабочей комиссии, на которой эксперты будут принимать решение о необходимости продления сроков рассмотрения проекта. К сказанному стоит добавить, что полигон ТБО Ханты-Мансийска практически переполнен, и вот-вот может встать вопрос о его закрытии.

Но мы все-таки закончим тем, с чего начинали: как быть с мусорными полигонами вблизи аэропортов, где, как на тропических островах, обитают многие тысячи птиц, каждая из которых может стать причиной авиационной катастрофы?

КСТАТИ:
В авиации к проблеме столкновений воздушных судов с птицами относятся чрезвычайно серьезно.
Статистика свидетельствует, что в среднем на 1 миллиард лётных часов приходится около одного несчастного случая с человеческими жертвами. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) регламентирует целый комплекс мер по борьбе с подобной угрозой. Аэропорты оборудуются системами, отпугивающими птиц, но необходимая эффективность их работы пока не достигнута.
По официальным данным ИКАО в мире, только в период с 2001 по 2007 годы было зарегистрировано 42 508 случаев столкновений с птицами.
Подавляющее большинство столкновений — до 84 % — происходит на высотах до 100 метров, на этапах разбега, отрыва и первичного набора высоты (40–52 %), а также захода на посадку, касания и пробега (48–57 %), то есть непосредственно в зоне аэродромов или в полосах воздушных подходов.

Рубрики: ПравдаPRO, Происшествия, Сургут, Ханты-Мансийск. Метки: , , , .


Рейтинг новости:

1602
Просмотры:
18
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Я пишет:

    Полный гон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑