Среда, 18 октября 2017 18+

«Лукойл» сдает позиции в Югре

Опубликовано: 30 сентября 2017, 0:27 | Служба новостей "ЮграPRO"

«Лукойл» — одна из крупнейших частных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний мира. На долю «Лукойла» приходится 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. На Россию приходится 87% добычи и 90% доказанных запасов «Лукойла», при этом 48,2% добычи и 53,7% доказанных запасов сосредоточены в Западной Сибири. Имеет более 40 дочерних компаний, около 2400 АЗС, среднесуточный отпуск ГСМ через каждую из которых – более 9 тонн.

Не все помнят, что взлет «Лукойла» на мировой небосклон начинался в Ханты-Мансийском автономном округе, когда в 1991 году три нефтедобывающих предприятия — «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» — были объединены в государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» («Лукойл»), а в апреле 1993 года на базе государственного концерна было создано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «Лукойл».

И сейчас, и ранее более половины запасов нефти «Лукойла» сконцентрировано в Западной Сибири. Основным оператором добычи является ООО «Лукойл-Западная Сибирь», базирующееся в Ханты-Мансийском автономном округе, 100 % акций которого принадлежит ОАО «Лукойл» и которое является крупнейшим активом «Лукойла».

За прошедшие 25 лет «Лукойл» создал себе на внутреннем и внешнем рынке хорошую репутацию, упакованную в позолоченный фасад, и из этого московско-нью-йоркского далека ему, конечно, не хочется оглядываться назад, туда, где все начиналось: Сибирь – не Европа, и, разумеется, не Америка. Почему не хочется? Радостного мало: В ХМАО остановились в развитии города, которые когда-то послужили базой для становления нефтяного гиганта, с учетом имеющихся, а тем более открывающихся мировых перспектив меняются цели и способы их решения, тем более, что «Лукойл-Западная Сибирь» исправно и в необходимых количествах неустанно качает по трубе нефть. С момента основания компанией «Лукойл» руководит Вагит Алекперов, который не раз был награжден  медалями «За заслуги перед Отечеством» президентами России Борисом Ельциным  и Владимиром Путиным.
Основной акционер «Лукойла», Алекперов, за последний год увеличил свое состояние на $5,6 млрд (плюс 62,9%) и оно составило $14,5 млрд. Наряду с этим американское издание Forbes сообщило, что «Лукойл» в очередной раз возглавил список из 200 наиболее крупных предприятий России.

Старожилы Югры помнят, как «Лукойл» под своим брендом строил в округе свои первые автозаправки, и это было явным знаком, что дела округа идут в гору. Строились города и дороги, увеличивалось число автомобилей, которые охотно покупали имевшие хорошие заработки нефтяники. Сначала АЗС «Лукойла» появились на трассах и в городах, которые называли «лукойловскими», далее – в Сургуте, Ханты-Мансийске. Все понимали: «Лукойл» — это стильно и современно, «Лукойл» — компания для людей. Построив в Югре 48 АЗС, «Лукойл» эту программу в округе завершил.

В ХМАО число легковых автомобилей за последние 10 лет увеличилось в два раза и растет постоянно. Согласно российской статистике, водители за год тратят на заправку автомобилей 2,7 триллиона рублей, вливая в них 65,5 миллионов тонн горючего, — приводит сведения агентство «Автостат». Больше всего горючки сожгли легковые автомобили — 30,3 миллиона тонн, что составляет  46,3 в процентном соотношении. На втором месте грузовики — 22,4 миллионов тонн или 34,2%. Легкий коммерческий транспорт заправили в количестве 9,4 миллионов тонн. Все остальное автобусы и мотоциклы. Рынок ГСМ продолжает расти.

Политика «Лукойла» в отношении сети собственных АЗС откровенно ясна, и все бы оно ничего, если бы те же имевшие когда-то щегольский вид заправки компании в округе постепенно не приходили в упадок, который в скором времени может начать граничить с разрухой. Но это  проблема не операторов АЗС, это проблема менеджеров ЛУКойла, которые не способны работать в новых конкурентных условиях, считая, что для югорчан и так сойдет.

Как выбор стратегии той или иной компании влияет на ее рыночный рейтинг можно проследить на примере сети авто заправочных станций «Газпром нефть»: она стала лауреатом VI ежегодной независимой российской премии «Права потребителей и качество обслуживания». Финал проходил в Сочи, где «Газпром нефть» стала победителем сразу в двух номинациях: «Выбор потребителей» и «Розничные услуги». Работу компаний оценивали не только российские автомобилисты, но и экспертное сообщество.

«Основным критерием, позволяющим нам, участникам топливного рынка, удерживать позиции в конкурентной борьбе, является качество реализуемых нефтепродуктов и высокие стандарты сервиса, – рассказал при награждении директор компании по региональным продажам Александр Крылов.

Сеть АЗС «Газпром нефть» включает в себя около 1 400 станций, которые расположены в разных городах России и странах СНГ. В Югре их число – 17.

Корреспондент агентства «ЮграРRO» побывал на заправках «Лукойла» и «Газпром нефти», работающих в округе. Разница в качестве услуг, оказываемых клиентам, разительна. Автолюбители-пользователи интернета правы, выставляя оценки 1:5 в пользу «Газпром нефти». Агентство, опросив автолюбителей, тоже составило своеобразный рейтинг по 10-балльной шкале.

 

Тема опроса «Лукойл» «Газпром нефть»
1 Прилегающая территория 6 8
2 Интерьер помещений 2 9
3 Ассортимент сопутствующей продукции АЗС 3 10
4 Цены на сопутствующую продукцию АЗС 3 8
5 Уровень обслуживания персоналом 3 10
6 Состояние сан.-тех. узлов 4 9
Итого: 15 54

Складывается впечатление, что многие АЗС «Лукойла» не видели не только реконструкции, но и обычного ремонта со времени их постройки: кое на каких стоят уличные туалеты времен первостроительства.  Дизайн торговых помещений и их оборудование выглядят так, будто скопированы со станционного буфета времен «совка» с помесью провинциального ларька автозапчастей.  Ассортимент выпечки, кондитерских изделий,  горячих напитков, снеков скуден, будто после набега полчища голодных оккупантов. В санузлах, где они есть, нет бумаги, грязь, воняет, нет горячей воды. Персонал мрачен. Территории АЗС не убраны.

 

По всем тем же позициям, только со знаком плюс, можно сказать о станциях «Газпром нефти»: чисто, вежливо, современно, приветливо. Сопутствующий товар размещен по группам, здесь есть все, что может потребоваться водителю и его спутникам, в том числе детям, в дороге. Даже часть выпечки, цены на которую сравнимы с магазинскими, изготавливается здесь же, в помещениях АЗС. Когда корреспондент «ЮграРRO» представился, начал фотографировать и задавать вопросы, то нашел полное понимание персонала и точные ответы. Напротив, на фото сессию в «Лукойле» кассир-оператор отреагировала резким замечанием, что «здесь снимать нельзя, приходите, когда будут менеджеры», хотя к менеджерам у агентства особых вопросов не было.

Менеджмент «Лукойла», богатейшей компания России, посчитав бизнес АЗС низко рентабельным, оставил его не то чтобы без поддержки – без внимания. Огромный нефтяной поток, поступающий по трубам из Югры, представляет собой по сути равноценное поступление триллионов рублей и прочих долларов, фунтов… Но, если бы не было парней с хантыйского севера, которые, работая, наполняют нефтяной поток, не было бы и финансового могущества «Лукойла», юбилеев в кремлевских дворцах, — ничего бы не было.

ХМАО-Югра для «Лукойла» — особый регион, начало его начал и этих начал опора и продолжение. Может, в виде исключения, чтобы оказать северянам свое внимание, посмотреть непредвзято, как выглядит «Лукойл» в их глазах, провести эксперимент по улучшению работы АЗС в округе – вдруг, получится? – тогда и продавать свою сеть в России не придется.

Рубрики: Когалым, Лангепас, ПравдаPRO, ТЭК, Урай, Ханты-Мансийск, Экономика. Метки: , , , , , , .


Рейтинг новости:

1252
Просмотры:
14
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Иван Иванович:

    Все так и есть! Может конечно Газпромнефть немного приукращена, но Лукойл реально стал отвратительным! Бензин ещё нормальный, но остальное, по нынешним меркам ужастно….

  2. Варяг:

    Согласен с Иван-Иванычем: в Лукойле все «ужастно»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑