Воскресенье, 26 сентября 2021 18+

Министр образования итогами ЕГЭ-2016 доволен, а учителя, ученики и родители – нет

Опубликовано: 4 июля 2016, 8:29 | Служба новостей ЮграPRO

30 июня 2016 года в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора прошла пресс-конференция, посвященная итогам ЕГЭ–2016.

Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов отметил, что «серьезных нарушений и утечек экзаменационных материалов в этом году не было. Этому способствовал высокий организационный уровень – печать экзаменационных материалов в пунктах приема экзамена, организация видеонаблюдения».

При этом министр умолчал о том, что процедура сдачи ЕГЭ в связи с этим нововведением значительно усложнилась и легла тяжким бременем на школы.

Конкретный пример. В Ханты-Мансийске сдавали единый государственный экзамен около 500 человек. Исходя из того, что каждый экзаменующийся должен был получить на руки не менее 10 бланков, то за 3-4 часа распечатать нужно было ни много, ни мало 5 тыс. бланков. Как рассказывают очевидцы, чтобы начать экзамен в 10 часов утра,  учителя и привлеченные  помощники должны были приступить к работе в 5 часов утра! При этом министерство не интересовали такие» мелкие» технические вопросы, как наличие/отсутствие и состояние оргтехники в школах. А такие проблемы вполне возможны, особенно в сельской местности. Не случайно поэтому, что начало экзамена во многих школах задерживалось, что естественно вносило дополнительную нервозность в процедуру сдачи экзамена. Так что почти издевкой звучат слова Д.В. Ливанова о том, что в 2016 году наблюдался «высокий уровень взаимодействия с регионами: им оказывалась методическая и техническая помощь».

Министр также с гордостью рассказал, что в 2016 году существенно вырос интерес к естественнонаучным и техническим дисциплинам – физике, информатике, химии, биологии. Повысился уровень знаний, о чем говорит снижение числа несдавших, а также повышение среднего балла по сдаваемым предметам. Отсюда он делает общий позитивный вывод: «ЕГЭ – мощный фактор повышения качества образования, если он проводится честно и объективно».

Наверно, критерием честности и объективности г-н Ливанов считает усиление надзора за процедурой экзаменов всеми доступными административными средствами: видеонаблюдение и привлечение сторонних наблюдателей. Вряд ли министру доложили, что часто надзор осуществляли некомпетентные или малокомпетентные «эксперты», в том числе,   студенты, которые именно вследствие своего непрофессионализма проводили его с особым пристрастием, выискивая «соринку в глазу» для того только, чтобы показать свой высокий общественный статус. Стоит ли говорить, как мало такая работа содействовала эффективному проведению экзамена, и как сильно нервировала опытных учителей, знающих о ЕГЭ не понаслышке.

Примерно в том же победно-отчетном ключе выступил на пресс-конференции руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, который вслед за министром образования отметил, что ЕГЭ в этом году прошел максимально объективно и честно, а из новаций этого года также выделил печать экзаменационных материалов непосредственно в пунктах проведения ЕГЭ (при этом в 30 %  пунктов приема экзаменов  материалы были напечатаны перед началом экзамена) и сканирование заполненных бланков  сразу после экзамена.

Трудно даже представить количество «обслуживающего персонала», задействованного в ЕГЭ и, соответственно, финансовые затраты на это государственное мероприятие! Зато госчиновник смог радостно объявить, что «ни в одной стране мира итоги экзамена не подводятся так быстро, как в России, учитывая, что в большинстве предметов отменена тестовая часть».

Здесь нельзя не отметить удивительный разворот в сознании чиновников министерства: если совсем недавно наличие тестовых заданий объявлялось чуть ли ни залогом объективности, то сегодня «ничтоже сумняшеся» за достижение выдают скорую отмену тестовой части в следующем году в экзаменах по химии, физике, биологии. Понятно, что произошла смена ориентации не столько под давлением педагогической общественности, сколько после ее поддержки президентом.

Что касается экзамена по русскому языку, вызывающего больше всего критики, то руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования заверил общественность, что изменения ждут и ЕГЭ по этому предмету: разработка устной части экзамена по русскому языку уже начата. Однако в виду того, что вопрос этот серьезный и требующий обсуждения, в следующем году выпускники, скорее всего, будут сдавать привычный экзамен.

Видимо, за 10 лет существования ЕГЭ в России, утерян опыт проведения устного экзамена по русскому языку, и бедным (?) разработчикам из Высшей школы экономики придется начинать с нуля. А для этого нужно много времени и… денег.

Гордостью Минобра является и другой «технологический прорыв» — для быстрого ознакомления с результатами экзаменов было создано более 700 тыс. личных кабинетов по количеству выпускников. Кроме того, Рособрнадзором создана электронная почта, куда до 10 августа любой желающий может присылать свои предложения по улучшению экзамена.

Так что бедолагам-учителям, работающим в период ЕГЭ почти с запредельной нагрузкой за ту же зарплату, теперь есть, кому поплакаться и попросить не ставить самые важные для школьников экзамены через день. Хотя бы пожалеть детей, которые не успевают толком повторить материал перед экзаменами, да заодно и учителей, которые, работая одновременно с 9-ми и 11-ми классами,  имеют 2-3 дня подряд ненормированный рабочий день. Но экзамены – это ведь не конец света и не война, требующая чрезвычайного напряжения сил всего народа, это — нормальный рабочий процесс: для детей – с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с которыми между экзаменами должно пройти не менее двух дней, а для взрослых – с соблюдением законодательства о труде  с оплатой сверхурочных, оплачиваемыми отгулами и т.д. и т.п.

Но что-то подсказывает, что вряд ли рядовой учитель отважиться на обращение в Минобр, да еще и с указанием полных данных о себе – сразу последуют административные санкции, к гадалке ходить не надо. Да и в Министерстве образования нет традиции, прислушиваться к «гласу народа». Но выход все-таки есть:  «голоса», собранные в необходимом количестве на сайте change.org (платформе для создания петиций), сразу приобретают особый вес, иногда даже статус законодательной инициативы. Такой возможностью уже воспользовалась учитель обществознания из Санкт Петербурга, разместившая свою петицию Выступим против экзаменов ЕГЭ с разницей в один день. Защитим здоровье наших детей,  собравшую уже более 50 тыс. голосов. Хотя этого, конечно, мало для того, чтобы важные дяди и тети из родного министерства их услышали.

Так что все еще актуальным является призыв из «Интернационала» «Никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь, и не герой. Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой». Но теперь уже не с оружием в руках, как в эпоху революции, а путем нажатия на клавиатуре кнопки «enter».

Источник: http://vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1650&Itemid=1

Рубрики: Общество. Метки: .


Рейтинг новости:

1024
Просмотры:
13
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Х пишет:

    Хочется сказать, по -поводу ЕГЭ, не знаю как проходило ЕГЭ, в других регионах, но в Дагестане, нарушались права детей, и очень сильно. Волонтёры заходили прямо вслед за детьми в туалет, кричали на детей. Это был не экзамен , а даже не знаю как назвать. Как можно так проводить, экзамены… Мне интересно в других регионах тоже так проходило.?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑