Вторник, 26 сентября 2017 18+

Детский технопарк вместо Дворца пионеров?

Опубликовано: 13 ноября 2015, 12:02 | Служба новостей "ЮграPRO"

Югра, наряду с Республикой Татарстан и Алтайским краем стала одним из пилотных регионов реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Соответствующее соглашение было подписано губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой, Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ) еще в августе этого года.

И вот, свершилось. Как «ЮграPRO» сообщила ранее, в Ханты-Мансийске 28 ноября 2015 года открывается первый в России детский технопарк «Кванториум Югры». На это мероприятие ожидается прибытие высокопоставленных чиновников России —  Председателя Правительства России Дмитрия Медведева, либо помощника Президента РФ Андрея Белоусова.

По мнению авторов инициативы, сложившаяся в стране система дополнительного образования не обеспечивает подготовку детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве. Изменить ситуацию могут детские технопарки — «современные аналоги хорошо всем известных дворцов пионеров».

Однако более детальный анализ этих двух видов учреждений дополнительного образования показывает, что такое сравнение едва ли корректно, слишком разные цели  и способы их достижения. Отличие не в названии, разумеется, а в практической направленности и общем подходе, предполагающем не естественный отбор талантливых детей, как это имеет место в традиционных кружках детского творчества, а целенаправленное выращивание в технопарках талантливых детей, как в своеобразном «техно-инкубаторе».   

По задумке авторов Проекта, благодаря специальным образовательным программам, обучению на симуляционном промышленном оборудовании и другим инновациям будет создаваться особая «питательная» среда для ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Понятно, что ориентация на особо одаренных детей, на дальнейшее развитие которых будут тратиться немалые деньги, с самого начала должна пресечь всяческие иллюзии у широкого родительского сообщества на возможность для их детей попасть в этот образовательный мейнстрим. Это к вопросу об аналогии Дворцов пионеров, через которые прошли, наверное, все дети советской эпохи, и презентуемых детских техно-инкубаторов для избранных (по крайней мере, на первом этапе их существования).

Планируется, что ядром новых образовательных центров станут интерактивные музеи — где дети смогут «потрогать науку руками». Подобные музеи уже существуют в некоторых странах («Немо» в Амстердаме, Центр имени Коперника в Варшаве и др.). Партнерами таких опорных ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ выступят крупнейшие российские промышленные компании:  РосАтом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие.

Что касается финансирования амбициозной программы выращивания талантов, то механизмом ее реализации станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком», то есть средства из бюджета, других источников направляются непосредственно поставщику образовательной услуги. При этом обещают сохранить бесплатное базовое дополнительное образование, потому что опорные ресурсные центры в перспективе — это сеть, ориентированная на максимальный охват детей.

Считается, что реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей: на основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, путевки на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

По словам Генерального директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, «этот проект не случайно поддержан Президентом — ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда ребенок поступает в ВУЗ. Сегодня все понимают важность ранней профориентации детей, однако имеет место определенная разобщенность в достижении этой цели. Проект обновленной системы детской профориентации позволяет объединить усилия Федерального центра, Министерства образования, госкорпораций в создании системы, ориентированной на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основой нашей технологической и экономической безопасности».

Звучит все очень оптимистично. Но создается впечатление, что время «золотых самородков», которые всегда составляли славу России в разных областях, ушло, и что ему  на смену приходит время высоких технологий, позволяющих  выращивать «искусственные кристаллы». Так ли это? Положит ли данный проект начало обновлению старой и, по мнению его авторов, малоэффективной системы дополнительного образования в нашей стране или будет способствовать еще большему разрыву между массовым и элитарным образованием, превращению высоко затратных технопарков в  «резервации» для талантливой молодежи с плохо прогнозируемым экономическим эффектом, покажет только время. И практика – критерий истины.

 

Рубрики: Общество, Ханты-Мансийск. Метки: .


Рейтинг новости:

478
Просмотры:
6
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Джамшуд:

    Экономист по образованию и менагер по убеждению А.Никитин лучше всех знает и умеет, как из детей делать конструкторОв и изобретателей. Флаг в руки.

  2. Равшан:

    А руководители технопарка ему помогут освоить уже потраченные 70 000 000 ))

  3. Иван:

    Какой еще технопарк для детей? Вы блин вуз нормальный в округе создайте, все уже давно развалилось, студенты все понимают и на все забивают, 10% выходит с образованием, остальные с дипломом. Учить тоже толком некому. Где профессиональные кадры, знающие свое дело? Кто будет учить наших детей? Студенты-самоучки?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑