Четверг, 23 сентября 2021 18+

«ЮТэйр»  терпит крушение или же он еще покажет «фигуры высшего пилотажа»?

Опубликовано: 10 декабря 2014, 9:41 | Служба новостей ЮграPRO

Продолжительное время интернет пестрит заголовками о проблемах «Ютейр». Вот уж действительно о неприятностях этого замученного, «многострадального» авиаперевозчика знает, как говорят, каждый школьник. И думаешь, ну может уж закончится этот «антипиар». Так нет! Вот новая порция неприятных для компании и уже таких предсказуемых для граждан новостей.

Рейтинги ОАО «ЮТэйр» и ценных бумаг «ЮТэйр-Финанс» резко сократились на фоне дефолтовых объявлений компаний. В частности, это коснулось уровня кредитоспособности авиакомпании и надежности облигационных займов «дочки».

В результате рейтинг кредитоспособности «Ютейр» с очень высокого уровня А+, сменился на очень низкий – C+.

Аналогичные спады эксперты отметили и в рейтинге надежности облигационных займов ООО «ЮТэйр-Финанс» для процентных неконвертируемых биржевых облигаций серии БО-06, БО-07, БО-08, БО-09 БО-10 БО-11 БО-12 БО-13 по 1,5 млн штук каждая и номинальной стоимостью по 1 тыс. рублей за одну ценную бумагу. Кроме того, показатели сменились для 1 млн биржевых облигаций серии БО-16 по 1 тыс. рублей за штуку и 1,5 млн облигаций серии 05 с аналогичной ценой за штуку.

В частности, ООО «ЮТэйр-Финанс» допустило технический дефолт по двум облигационным займам на сумму 2,7 млрд рублей, а долги авиакомпании перевалили за 70 миллиардов рублей.  Комментируя наступление технического дефолта, генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов заявил: «Данная ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность компании в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей между кредиторами и компанией. Совместно с «Райффайзенбанком» мы уже приступили к разработке стратегии по реструктуризации и в ближайшее время предложим ее на согласование инвесторам».

Неисполнение обязательств по оферте дочерней компанией «ЮТэйр-Финанс» вызвано сложным финансовым положением перевозчика. По данным аналитиков, приведенным в журнале «Авиатранспортное обозрение» (АТО № 154 за ноябрь 2014 г.), соотношение чистого долга к EBITDA по итогам 2013 г. (оценка инвестиционной компании «Регион») составило 15,7. Для сравнения: это же соотношение у «Аэрофлота» составляет 3,3, а у «Трансаэро» — 5,6.

По данным газеты «Коммерсантъ», среди крупных кредиторов авиакомпании числятся Сбербанк (общий объем кредитов по нескольким линиям превышает 20 млрд руб.), банк «Россия» (4,4 млрд руб.), «Сургутнефтегаз» (предоставил вексельный заем на 6 млрд руб.).

Недавно авиакомпания допустила второй технический дефолт, не выполнив обязательства еще по двум облигационным займам, и объявила о приостановке выплаты по всем облигационным займам, пока согласуются условия реструктуризации долга.

По мнению аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, исходя из того, что долг компании короткий, и объем погашения приходится на 2015-2016 годы, кредиторы вряд ли согласятся на увеличение сроков выплат.

«Здесь, скорее всего, предстоит длительный переговорный процесс», – сказал Сороко. При этом он затруднился ответить, на какой срок затянется согласование.

Глава компании, Андрей Мартиросов, уже официально признал, что «Ютейр» вынужден сократить 20% маршрутной сети и 800 сотрудников, причем речь пойдет о летчиках, медиках, управленческом и вспомогательном персонале. Компания «обвиняет» в своих долгах дороговизну денег, ведь кредиты за полгода подорожали для них сразу в полтора раза. Для того чтобы финансировать свою деятельность, компания вынуждена брать дорогие краткосрочные кредиты. Их сумма уже перевалила за 55 млрд рублей. Несмотря на то, что перевозчик ввел программу жесткой экономии средств, ситуация продолжает ухудшаться. Именно из-за этой программы «ЮТэйру» придется заплатить серьезные штрафы компаниям Boeing и Airbus, поставка самолетов по контрактам с которыми была отложена как минимум на год.

Авиакомпания «ЮТэйр» обрастает исками в судах: вернуть долги требуют десятки некогда партнеров по бизнесу – аэропорты и небольшие авиакомпании. Так, к примеру, ООО «Авиапредприятие «Газпром-Авиа» подало в Ханты-Мансийский арбитражный суд иск о взыскании задолженности порядка 130 млн рублей. Суд уже наложил арест на денежные средства и иное имущество авиакомпании «ЮТэйр» на сумму более 11,8 млн долларов.

Ранее мы сообщали, что «В качестве основания для принятия обеспечительных мер заявитель ссылается на значительную сумму задолженности, уклонение ответчика от исполнения обязательств по договору, на соразмерность заявленных мер требованиям в рамках данного спора, тяжелое финансовое положение ответчика», — говорится в определении суда.

Кроме того, Альфа-банк подал исковое заявление в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскать порядка 11 млн рублей с «Ютейр». Суть исковых требований пока не разглашается. Ранее аэропорт Ростова-на-Дону также подал два исковых заявления (на 15 и 8 млн рублей) в областной Арбитражный суд о взыскании 23 млн рублей с «Ютейр». Также международный аэропорт Ханты-Мансийска через суд требует взыскать с авиакомпании дебиторскую задолженность за обслуживание самолетов на общую сумму порядка 30 млн рублей. С аналогичными исковыми требованиями в Арбитраж обратилось руководство аэропорта Нягани, которому авиаперевозчик задолжал порядка 9 млн рублей.

С Авиализингом «Ютейр» судится уже больше трех лет по поводу лизинговых платежей, обвиняя авиакомпанию в фиктивном ремонте самолетов Ту-154.  Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО зарегистрировал заявление о банкротстве ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»«, поступившее от пермской лизинговой компании «Авиализинг». Заявление подано после почти годового разбирательства между компаниями, которое было выделено в 40 различных дел. Пермский «Авиализинг» был партнером «ЮТэйр» с 2005 года. Тогда авиакомпания взяла в лизинг девять самолетов Ту-154 (затем часть судов «ЮТэйр» выкупила, часть — вернула). В 2010 году «ЮТэйр» договорилась о поставке через «Авиализинг» 24 самолетов Sukhoi Superjet-100. Сумма сделки в каталожных ценах составляла более $700 млн. Это первое в истории «ЮТэйр» заявление о банкротстве. Возможно не последнее. Хуже выглядят претензии по техническому состоянию самолетов на фоне катастрофы ATR-72 «ЮТэйр» в апреле и остановке работы компании «ЮТэйр-Техник».

Сокращая штат, Андрей Мартиросов отчитался, что на безопасности полетов они не экономили и экономить не будут. Однако не вписывается в это заявление страшная авиакатастрофа под Тюменью в апреле 2012 года. Напомним, межгосударственный авиационный комитет назвал причины авиакатастрофы самолета ATR72-201 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в Тюмени. Взлет борта из аэропорта Рощино закончился гибелью 33 человек. Специалисты МАК выявили многочисленные нарушения в системе управления безопасностью авиаперевозчика и в программах подготовки членов экипажей «ЮТэйра». В частности, самолет перед полетом не был обработан противообледенительной жидкостью.

Стоит отметить, что перед тем как положение дел в авиакомпании начало ухудшаться, гендиректор  избавился от своих акций «ЮТэйра». После этого появилась информация о грядущем изменении структуры бизнеса с выделением вертолетного сегмента и привлечением дополнительных средств в размере 14 млрд рублей за счет размещения допэмиссии акций. Тогда же на рынке появлялась информация о том, что самолетный сегмент группы может быть продан «Аэрофлоту».

Подчеркнем, что в настоящее время «ЮТэйр» накопил более 70 млрд рублей долгов. Согласно отчетности компании за первое полугодие, речь идет о 57 млрд рублей краткосрочных кредитов и более чем 27 млрд рублей долгосрочных обязательств.

По словам старшего аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, такую долговую нагрузку нельзя назвать нормальной.

«Что касается краткосрочной задолженности, могу предположить, что эти деньги взяты у российских банков. Их привлекали под финансирование расширения текущей деятельности компании. Этот долг является крупным для авиакомпании первой пятерки, особенно в текущих условиях, когда российские перевозчики испытывают серьезные расходы по статьям, деноминированным в доллары. Существенно выросли расходы по операционному финлизингу, в то время как доходные ставки по стоимости билетов увеличились куда меньше. В рублевом выражении эти ставки выросли на 3-6%, соответственно, статьи расходов с валютной природой – примерно на 20-25% с начала года. В таких условиях долг в 70 млрд рублей – это очень непростая ситуация для авиакомпании», – отметил эксперт.

В сложившейся ситуации Андрей Мартиросов заметил, что в текущем положении авиакомпании «было бы правильно оказать господдержку в виде, к примеру, госгарантий. Но сами мы не обращались!» Хотя ранее представители власти, в том числе Аркадий Дворкович, говорили о том, что с просьбой о поддержке к федеральным чиновникам вышли именно «ЮТэйр» и «Трансаэро». Правительство РФ начало поиск вариантов спасения авиакомпании «ЮТэйр» от банкротства. Федеральные СМИ заявляли о том, что на данный момент рассматриваются 2 основных пути: передача в управление «Аэрофлоту» и госгарантия для привлечения крупного кредита.

Бедный во всех смыслах «Ютейр» ищет, где же взять денег. И все почему-то в долг, и все им кто-то должен. Как «ЮграPRO» сообщало ранее, третья по величине российская авиакомпания», оказавшаяся в сложном финансовом положении, активно ищет деньги. Из-за кризиса компания перестала кормить пассажиров на рейсах средней дальности и планирует сократить на треть персонал. Руководство авиаперевозчика судорожно пытается выкарабкаться из долговой ямы, в которой оказалось. Первым делом руководство авиаперевозчика решило поскрести по сусекам в Югре, ведь базируется «ЮТэйр» в Сургуте, и обратилось к правительству округа. В частности, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов попросил у губернатора Югры Натальи Комаровой помочь ему с субсидированием пассажирских авиарейсов между городами и районными центрами ЯНАО, ХМАО и Тюмени. Соответствующее обращение в адрес руководства Югры господин Мартиросов и замгубернатора Тюменской области Олег Заруба направили 27 августа 2014 года. На эти цели в 2014 году из программы «Сотрудничество» понадобилось ни много ни мало, а 500 млн рублей.

Заметим, что в соответствии с распоряжением правительства Югры от 8 мая 2014 года на пассажирские авиаперевозки в текущем году окружные власти хотели потратить 260 млн 424 тыс. рублей. Теперь же, согласно запланированным нововведениям, в 2014 году власти Ханты-Мансийского автономного округа планируют увеличить объем финансирования на данные мероприятия на 239 млн 576 тысяч рублей за счет недостроенного в столице Югры объекта — «Школа — детский сад «Окружной экспериментальный центр образования полного дня», который возводят в микрорайоне.

Пытаются в компании выудить денежки и с билетов… В прошлом году ФАС обвиняла «Ютейр» и авиакомпанию «Сибирь» в ценовом сговоре. «ЮТэйр» оспаривает претензии антимонопольщиков. Хотя компании сразу же обращаются в суд. Штрафы по таким предписаниям в основном не очень-то и большие. Например, делу о том, что прекратились продажи дешевых билетов Москва-Ростов-на-Дону приписывают штраф в 8 млн. рублей. Но в этой ситуации авиакомпаниям важно убедить в своей правоте. Как объяснили в «ЮТэйр», всем авиакомпаниям важно настоять на том, что цены на билеты – это достаточно гибкий показатель, и она состоит из нескольких показателей – условия рынка конкретного региона со всеми учетами конкуренции, аэропортовые задачи и пассажиропоток.

Как пояснили в «ЮТэйр», авиаперевозки сами по себе не могут быть дешевыми, если учитывать все затраты на их выполнение. «А если еще учитывать полное обеспечение запрашиваемого уровня безопасности полетов…», подчеркивают в авиакомпании. На сколько полное, им видней.

Вообще у ЮТЭйра общий долг перед авиапредприятиями России сравним с бюджетом какой-нибудь небольшой страны типа Лихтенштейна…так что долг перед Газпром Авиа и Ханты-Мансийском это далеко не самый крупный долг. Одному только Внуково должны почти миллиард. А сколько должны иностранным аэропортам это еще проверить нужно. Так что у ЮТЭйра вся надежда на спонсоров…сами уже никогда их этого не выберуться.

Несмотря на финансовые трудности, перевозчик не собирается прекращать работу и продолжит полеты. Впрочем, на рынке уже заговорили о возможном банкротстве одной из крупнейших авиакомпаний России. Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд отмечает: «Технический дефолт – это текущие взаимоотношения с кредиторами. Если «ЮТэйр» договаривается с кредиторами о рассрочке, реструктуризации своих долгов, то пассажиры этого и не заметят. Это не связано напрямую с операционной деятельностью». А на вопрос «не последует ли за техническим реальный дефолт?»

Он отвечает: «С высочайшей вероятностью компания договорится. Дело в том, что бизнес «ЮТэйр» настолько диверсифицирован, многопрофилен и масштабен, что эти три миллиарда текущих платежей для компании не являются такой уж большой проблемой с учетом других направлений ее бизнеса».

Однако есть и пессимисты. В частности, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Лайф Капитал» Валерий Пивень говорит о том, что «не следует ожидать, что компания легко и быстро погасит свой долг по облигациям, технический дефолт не столько сам по себе грозит какими-то серьезными проблемами, сколько отражает глубину финансовых проблем авиаперевозчика». «Вполне вероятно, что за этими дефолтами последуют другие, что может привести к банкротству», — считает Пивень.

Справочно. Авиакомпания «ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского авиарынка по объемам перевозок. В парке компании более 150 самолетов. За восемь месяцев 2014 года авиакомпания перевезла 7,5 млн пассажиров. Общий рост объема пассажироперевозок составил 14%. Основными хабами являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт Сургута. НПФ «Сургутнефтегаз» принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйр».

Рубрики: Общество. Метки: .


Рейтинг новости:

713
Просмотры:
10
Поделились:
3 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. МЕСТНый пишет:

    Есть такая фигура высшего пилотажа штопор называется. Так вот из этого самого штопора очень сложно выйти, особенно если это плоский штопор. Обычно это приводит к катастрофе…

  2. Виктория Ш пишет:

    Вся экономика нашей страны сейчас демонстрирует эту фигуру высшего пилотажа … ЮТэйр сейчас надо хотя бы морально поддержать … а не заниматься демагогией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑