Четверг, 16 сентября 2021 18+

Нам сверху видно все…

Опубликовано: 21 ноября 2014, 11:42 | Служба новостей ЮграPRO

В ООО «РН-Юганскнефтегаз» проходят испытания беспилотного летательного аппарата по контролю за трубопроводами.

До настоящего времени регулярные облеты трубопроводов в большинстве случаев осуществляются при помощи пилотируемой авиации. Вертолет с линейным трубопроводчиком на борту пролетает над нефтяными магистралями и визуально пытается обнаружить отказы. Об этом он сообщает руководству, которое принимает меры к устранению неисправностей. Однако этот способ контроля трубопроводов имеет множество минусов. Во-первых, вертолеты летают только днем и в хорошую погоду. А значит, время их использования, особенно зимой, ограничивается несколькими часами в день. Во-вторых, традиционная авиация – вещь очень дорогостоящая, и, в-третьих, не гарантирующая стопроцентную безопасность работников Общества. Учитывая эти обстоятельства, в ООО «РН-Юганскнефтегаз» еще в 2007 году приступили к поиску подрядчика, который мог бы предоставить качественные услуги беспилотного летательного аппарата и заменить вертолеты при облете парка трубопроводов.

— В прошлом году мы нашли подрядчика, который, по предварительным оценкам, наиболее полно отвечал нашим требованиям, — говорит главный специалист сектора обеспечения производства и химизации УЭТ Александр Ступак. —  Мы провели опытно-промышленные испытания и по их результатам приняли решение о начале экспериментальной эксплуатации на объектах Юганского региона. Аппарат применяется с сентября этого года. Первый месяц специалисты «привязывали» его навигационную систему к местности и «учили» аппаратуру распознавать неисправности, возникающие при эксплуатации трубопроводов. Сейчас уже можно говорить о работе в штатных режимах. Первые впечатления вполне положительные.

Это интервью мы записывали на взлетной полосе законсервированного городского аэропорта. Летательный аппарат марки SuperCam 350 представляет собой конструкцию, по форме напоминающую одновременно морского ската и уменьшенную модель американского бомбардировщика-невидимки «Стелс». Корпус и крылья изготовлены из стеклопластика, усиленного кевларом и углеволокном. Размах крыльев – 350 сантиметров, масса 10 килограммов. В нижней части фюзеляжа расположены три объектива — от фотоаппарата, видеокамеры и инфракрасного тепловизора. В движение беспилотник приводится электродвигателем, работающим от четырех или шести литий-полимерных аккумуляторов.  Полного заряда хватает на три-четыре часа полета. За это время аппарат успевает преодолеть, в зависимости от метеоусловий, от двухсот до трехсот километров.

— Высота полета составляет четыреста — пятьсот метров, — поясняет оператор беспилотного аппарата Максим Илюхин. – Этого достаточно, чтобы в мельчайших подробностях фиксировать обстановку на трубопроводах. Управлять им достаточно легко, а в большинстве случаев этого и не требуется. Просто в бортовой компьютер вносятся навигационные значения маршрута, и  беспилотник автоматически идет сам с большой точностью. Вернувшись на место запуска, дрон автоматически выпускает парашютную систему и мягко приземляется в нескольких метрах от катапульты.

Катапульта – по сути своей огромная рогатка, служащая для запуска аппарата в полет. Как это происходит, специалисты нам тут же и продемонстрировали. Получив разрешение на взлет от диспетчеров сургутского авиаузла, оператор дал команду на взлет. Оранжевый «скат», практически бесшумно шурша пропеллером, сорвался с резины катапульты и в несколько кругов набрал нужную высоту.

— Эта разработка полностью принадлежит ижевским конструкторам, — подчеркнул Максим Илюхин. – Они придумали дизайн аппарата и его электронную начинку. Из готовых деталей используем только фотовидеоаппаратуру и электромотор. Все остальное, даже аккумуляторы, изготавливаем на производственных мощностях нашего предприятия. За несколько лет использования авиакомплекса не произошло ни одной нештатной ситуации.

Тем временем беспилотник вернулся к точке запуска, остановил пропеллер и, выпустив купол парашюта, мягко опустился на снег. Осталось извлечь из специального бокса флеш-карту и просмотреть отснятый материал на компьютере.

В РН-Юганскнефтегазе заявляют, что если «пилотный» проект получит положительную оценку, то этот опыт будет распространен на все регионы Общества, а может быть, и другие дочерние общества Компании. Специалисты Роснефти к происходящему проявляют пристальный интерес.

Рубрики: ТЭК. Метки: .


Рейтинг новости:

219
Просмотры:
7
Поделились:
3 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑