Понедельник, 20 сентября 2021 18+

Правительство России приняло поправки к законопроекту об охране окружающей среды

Опубликовано: 15 мая 2014, 17:59 | Служба новостей ЮграPRO

Правительством РФ накануне, 14 мая, были приняты поправки к законопроекту, направленному на совершенствование в области охраны окружающей среды и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих регионах.

Можно сказать, что современная экологическая политика России, к сожалению,  слабо эффективна. В стране действует целый комплекс федеральных и региональных законодательных и иных нормативных правовых актов, функционирует разветвленный государственный аппарат в сфере охраны окружающей среды. Тем не менее состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается, а уровень защищенности экологических прав граждан остается крайне низким. Эти и другие последствия нерезультативной национальной экологической политики в течение последних десятилетий, возможно, стали причиной повышения внимания высших должностных лиц нашей страны к проблемам охраны окружающей среды.

Так, в июне 2011 года президент РФ провел заседание президиума Государственного совета по вопросам обеспечения экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба, по итогам которого был утвержден перечень конкретных поручений, направленных на совершенствование государственного регулирования охраны окружающей среды в России.

 

Был принят проект Федерального закона N 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Законопроект направлен на совершенствование системы нормирования воздействий на окружающую среду, что обусловлено необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. В частности, предлагалось следующее: дифференциация предприятий по значимости воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования; создание основ технологического нормирования и установление области его применения; введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии.

В целях реализации намеченных задач законопроектом вносятся изменения в Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды», в Налоговый кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Поправки к закону предусматривают решение перечисленных задач с помощью установления перечня регулируемых загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, взиманию платы за негативное воздействие, экологическому контролю; введения дифференциации предприятий по значимости воздействия на окружающую среду и применения к ним пропорциональных мер государственного регулирования.

По экспертным оценкам, в России насчитывается около 11 тысяч экологически опасных объектов, 290 тысяч объектов, оказывающих умеренное воздействие, и 350 тысяч объектов, оказывающих незначительное воздействие.

В соответствии с проектируемыми переходными положениями со дня вступления в силу рассматриваемого проекта Федерального закона до 31 декабря 2011 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие НВОС в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти для получения свидетельства о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, и определения объемов разрешенного воздействия на окружающую среду.

Свидетельства о постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, и установленные в них фактические объемы НВОС применяются с 1 января 2012 г.

С 1 января 2016 г. запрещается:

строительство и эксплуатация объектов капительного строительства, которые отнесены к области применения НСТ, не соответствующих технологическим нормативам НСТ, включенной в Реестр НСТ;

размещение объектов капитального строительства в пределах водного объекта, если такое размещение приведет к превышению нормативов допустимого воздействия на конкретный водный объект.

В действующей редакции под технологическим нормативом понимается норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Получается, что в настоящее время под технологическими нормативами понимаются, по сути, те же нормативы допустимых выбросов и сбросов, но применительно к единице выпускаемой продукции. В соответствии же с Проектом под технологическими нормативами понимаются такие значения негативного воздействия на окружающую среду, которые достигаются при использовании «наилучших существующих технологий». Наилучшая существующая технология (НСТ) — совокупность применяемых для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, взаимосвязанных методов, способов, приемов и средств, основанных на современных достижениях науки и техники, обладающих наилучшим сочетанием показателей достижения целей охраны окружающей среды и экономической целесообразности.

 

В новой редакции представлена статья закона «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Изменено название статьи — «Платность негативного воздействия». В соответствии с новой формулировкой закона плата взимается за:

выбросы в атмосферный воздух веществ и микроорганизмов;

сбросы веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, на водосборные площади;

размещение отходов производства и потребления;

иное негативное воздействие на окружающую среду при установлении в соответствии с законодательством нормативов воздействия на окружающую среду.

Таким образом, изменен подход к взиманию платы: плата взимается за те виды негативного воздействия, для которых установлены нормативы воздействия на окружающую среду (ОС). Согласно действующей редакции, негативное воздействие на ОС признается платным независимо от того, установлены ли нормативы воздействия для конкретного вида воздействия.

В отношении каждой из названных категорий объектов в законопроекте устанавливается соответствующая система мер государственного регулирования. К примеру, в отношении экологически опасных объектов планируется установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ комплексными разрешениями вместо действующих в настоящее время индивидуальных разрешений, оснащение источников негативного воздействия приборами непрерывного аналитического контроля, осуществление государственного экологического надзора на федеральном уровне, а также проведение государственной экологической экспертизы.

В свою очередь в отношении деятельности на объектах, оказывающих умеренное воздействие, предусматривается представление в установленном порядке деклараций о планируемых объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, в состав которых включаются расчеты по утвержденным методикам нормативов допустимых выбросов, сбросов, осуществление государственного экологического надзора на региональном уровне.

В отношении деятельности на объектах, оказывающих незначительное воздействие, предусматривается представление отчетности об объемах фактически осуществленных ими выбросов, сбросов загрязняющих веществ в уведомительном порядке, осуществление государственного экологического надзора на региональном уровне.

Законопроектом предлагается сохранить действующую систему поэтапного достижения нормативов выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия. Срок его реализации устанавливается на период, не превышающий 7 лет (период инвестиционного цикла), и не подлежит продлению. Предлагается временно разрешенные выбросы, сбросы устанавливать в соответствии с фактическими объемами воздействия. В период выполнения планов объемы разрешенных выбросов, сбросов устанавливаются в соответствии со сроками и показателями снижения негативного воздействия, предусмотренных планом.

С целью повышения эффективности системы экологического контроля законопроектом предусмотрено установление требований к программам первичного учета и производственного экологического контроля с учетом дифференцирования в зависимости от категории объекта хозяйственной деятельности, а также представления отчетности субъектами предпринимательской деятельности об объемах воздействия на окружающую среду. Законопроектом предполагается оснастить отдельные стационарные источники выбросов, сбросов автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в государственную автоматизированную систему экологического контроля.

Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия, введя по истечении 3 лет с момента вступления закона в силу коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие 25 и 100, вместо применяемых в настоящее время 5 и 25.

Отметим, в целях поэтапного введения отдельных положений законопроекта, а также организации работы по переходу к новой системе нормирования, предлагается установить поэтапный переход к новой системе государственного управления в области охраны окружающей среды, равный 14 годам после вступления закона в силу.

Рубрики: Общество.


Рейтинг новости:

462
Просмотры:
7
Поделились:
3 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑