Вторник, 20 ноября 2018 18+

Экспортные коридоры нефтянки

Опубликовано: 8 февраля 2013, 18:07 | Служба новостей ЮграPRO

Нефтяные компании России добывают более 500 млн тонн нефти, чуть меньше половины из которых идет на экспорт без переработки. Однако в каждой отрасли есть свои нюансы. Один монополист и один способ доставки топлива в газовой отрасли, в нефтяной отрасли — участники рынка меняются, а трейдеры конкурируют между собой все больше.

С середины 2000-х годов, когда газовая реформа сделала Газпром монополистом в сфере экспорта газа, отношения между газовыми компаниями упростились. Продавай топливо Газпрому, а тот в свою очередь отправит его на экспорт, используя свою систему магистральных газопроводов. В нефтяной же сфере наличие трубопроводного монополиста в лице Транснефти имеет свои плюсы и минусы. Транснефть лишь берет плату за транзит, не выкупая саму нефть у производителей, таким образом, нефтяники, получая дополнительную прибыль, вынуждены искать клиентов самостоятельно.

Производство нефти в России растет медленно, но верно. С 2008 года, когда добыча нефти составляла 488,1 млн тонн, по 2012 год добыча увеличилась до 518,018 млн тонн. Но об увеличении экспорта не может быть и речи, в последние годы наблюдается сокращение экспорта в неденежном выражении. В 2012 году из почти 240 млн тонн нефти более 210 млн ушло экспортом в дальнее зарубежье. Поскольку российская экономика набирает рост, она требует больше топлива, в связи с этим и наблюдается сокращение экспорта. Также власти России выступают за первичную переработку нефти внутри страны.

Так как основные добывающие активы российских компаний находятся на территории ХМАО и Тюменской области, а основные экспортные пути находятся в тысяче километров, до границы топливо доставляется через трубопроводные системы Транснефти. В 2011 году Транснефть перекачала по своим трубам 86% от общего объема экспорта российской нефти — 208 млн из 242 млн тонн.

Если речь идет о случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором, например портом, тогда компании самостоятельно доставляют остальное сырье до границы. Как пишет Lenta.ru, Роснефть продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть Роснефти, американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. ЛУКОЙЛ экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область).

Топливо по всему миру развозят танкеры из морских портов, перевалка через такие порты составляет основу экспорта нефти из России. Балтика и порты Черного моря стали центральными портами экспорта нефти. Так, Транснефть в 2011 году транспортировала 43 тысячи тонн нефти в сторону Новороссийска, более 71 тысячи тонн в сторону Приморска в Ленинградской области. В год на Дальний Восток в порт Козьмино отправляется примерно по 15 млн тонн нефти. Отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе — 2 с конечной точкой Усть-Луга в Ленинградской области началась в 2012 году. Туда направляют 30 млн тонн нефти. За 10 месяцев прошлого года через порт было перевалено чуть меньше 11 млн тонн нефти, поэтому не стоит ожидать от Усть-Луги стопроцентной загрузки.

Трубопроводы, построенные еще в советское время, и сейчас доходят до границ многих стран СНГ, они являются важным экспортным каналом. Нефтепровод «Дружба» функционирует уже на протяжении полувека и по-прежнему доставляет топливо в Германию и Польшу. Более 60 млн тонн нефти в год трубопровод отправляет в Европу.

Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, идущего от Сковородино в Амурской области, стал новым трубопроводным направлением для Транснефти. Объем поставок в Китай в 2011 году можно сравнить с объемом поставок в Венгрию, Чехию и Словакию — более 15 млн тонн.

Отметим, с 2009 года сокращаются объемы перевозок нефти в цистернах по железнодорожным путям.

Роснефть занимает первые места в рейтинге крупнейших нефтедобывающих компаний России и крупнейших экспортеров. За ней в рейтинге экспортеров следует ТНК-BP, которая стоит на третьей строчке в рейтинге добывающих компаний. На их долю в 2012 году пришлось 38% от общего объема, или 90,1 млн тонн, экспортированной нефти. И необходимо учитывать, что Роснефть в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, и на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти. Следуя из этого, рейтинги крупнейших нефтедобывающих компаний и крупнейших экспортеров не всегда совпадают.

ЛУКОЙЛ — вторая по величине нефтяная компания России, но в экспорте не дотягивает до тройки лидеров. Компания экспортирует меньше 25 млн тонн из-за высокого объема переработки внутри страны. Она уступает в этом показателе Сургутнефтегазу, который, в свою очередь, экспортировал 26,7 млн тонн нефти. Однако стоит отметить, что данные не учитывают экспорта ЛУКОЙЛа по каналам Транснефти, то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Работа с трейдерами — частая практика в российских нефтяных компаниях. Трейдеры выкупают топливо у нефтяных компаний и сами реализуют его на рынке. То есть занимаются доставкой нефти до конечных потребителей от государств Западной Европы до Японии и США. Таким образом, нефтяники обезопасили себя от внештатных ситуаций, хоть и снижают доходность бизнеса. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Для компаний, у которых нет собственного трейдера, выбор между прямыми поставками и трейдером актуален как ни для кого другого. Так, Роснефть создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году. ЛУКОЙЛ же трудится через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет. При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами ЛУКОЙЛа: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 млн тонн нефти и 37 млн тонн нефтепродуктов, сообщает источник.

Более скромные успехи у ведущей компании страны. До недавнего времени Роснефть занималась поставками в Германию на совместное предприятие с BP через трубопровод «Дружба». Но в 2013 году значение и статус компании должны повыситься. Поскольку в феврале стало известно, что Роснефть подписала прямой контракт на поставку в Польшу около 6 млн тонн ежегодно. Также соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно — с Eni. Но объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Найти какую-либо отчетность иногда не представляется возможным, ведь официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. А также и сами трейдеры не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, о трейдере Sunimex известно только то, что им управляет предприниматель Сергей Кишилов и то, что предприятие занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но далее детали его бизнеса вне зоны досягаемости.

Так и компания Gunvor — крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, — отчитывается о результатах своей деятельности исключительно в собственных интересах. Размещает информацию тогда, когда нужно ей, и в таком количестве, в каком посчитает нужным. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 млн тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России — неизвестно.

Сама ситуация на рынке не дает здраво оценить положение экспорта нефти в стране на данный момент. Если раньше основные экспортные объемы нефти от Роснефти, Сургутнефтегаза, ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012 году объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах Роснефти, Сургутнефтегаза и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore. Об этом сообщало агентство Reuters.

Конец года также застал компанию Gunvor врасплох: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с Роснефтью на 67 млн тонн нефти, которые компания обязуется поставить в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта Роснефти, идущего через Транснефть.

В 2013 году стало известно, что Glencore получит до 70% от общего объема нефти, это сделает его одним из крупнейших трейдеров российской нефти.

В свой черед, в Gunvor объясняли, что просто меняют концепцию бизнеса и не уходят с российского рынка: сейчас, вместо долгосрочных контрактов, трейдер начинает практику закупки российской нефти на открытом рынке, где стоимость сырья порой ниже, чем по долгосрочным контрактам.

А Роснефти, дабы оплатить акции ТНК-BP без дорогостоящих кредитов, выгоднее заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату.

Исходя из этого, можно сказать, что шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: компании, работающие через собственных «дочек», будут развивать в первую очередь их, а остальные компании уже много лет сотрудничают с нынешними участниками нефтяного рынка и доверяют им. В то же время, если учитывать рост конкуренции за счет сокращения количества экспортируемой нефти, в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения.

Рубрики: Общество. Метки: , , , .


Рейтинг новости:

113
Просмотры:
3
Поделились:
2 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑