Вторник, 22 августа 2017 18+

Кто хочет стать миллионером?

Опубликовано: 23 июня 2011, 17:11 | Служба новостей "ЮграPRO"

Декларированные отчеты о доходах югорских чиновников за прошедший год многое расставили на места. Первое, что бросается в глаза, – даже не огромные доходы некоторых представителей власти. Стала заметна значительная разница между доходами чиновников, находящихся практически на одних ступеньках иерархии в системе исполнительных органов власти. Так, например, по данным Регионального рейтингового агентства, высшее должностное лицо Югры – губернатор Наталья Комарова – далеко не самый оплачиваемый чиновник региона. В рейтинге агентства самых богатых госслужащих глава автономного округа занимает лишь девятое место – в нем г-жу Комарову потеснили ее замы, директора департаментов и их заместители.

При этом годовые доходы самих чиновников, приближенных к руководству региона, судя по отчетам, разнятся в несколько раз. В частности, зарплаты директоров департаментов и их замов могут различаться в четыре раза. Так, доходы самого оплачиваемого из руководителей – бывшего директора департамента дорожного хозяйства и транспорта региона Андрея Малькова составили 5 млн 194 тыс. рублей. При этом годовые доходы одного из самых мало оплачиваемых руководителей исполнительных структур – директора департамента жилищной политики Рустама Мирсаяпова оказались равны 1 млн 277 тыс. рублей. Однако особенно сильно из общего ряда выбивается первый замдиректора Департамента гражданской защиты населения Югры Сергей Малый, заработавший за 2010 год 10 млн 189 тыс. рублей. При этом его шеф Сергей Третьяков, назначенный на должность в октябре прошлого года, задекларировал лишь 1 млн 274 тыс. рублей.

Что уж говорить о разнице доходов между вышеперечисленными и  простыми чиновниками, только начинающими свою карьеру в органах госвласти. Так, самый «бедный» государственный служащий Югры (специалист) в год получает около 400 тысяч рублей, самый «богатый» по результатам отчетов о доходах за 2010 год заработал более 18 млн рублей. Напомним, им стал первый зам Натальи Комаровой, куратор экономического блока правительства Югры Александр Ким – за прошедший год  доходы  этого чиновника составили 18 миллионов 491 тыс. 222 рубля 85 копеек. Таким образом, разница в доходах между самым бедным и богатым чиновником составляет около 45 раз.

Неудивительно, что серьезные зарплаты некоторых югорских чиновников, в несколько раз превышающих даже доходы президента, вызывают большой интерес. Возможно, даже некое «чувство несправедливости», которое может отрицательно сказываться на качестве работы чиновников внутри системы государственной службы.

Основой для формирования доходов югорских госслужащих является закон ХМАО – Югры №20 «О денежном содержании лиц, замещающий государственные должности в ХМАО – Югре, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО – Югры» от 4 апреля 2005 года с изменениями от 8 апреля 2010 года. Интересная подробность: по информации некоторых наблюдателей, данный закон долгое время размещался только на портале самих органов госвласти – в системах общего пользования нормативный акт не публиковался.

Согласно указанному закону денежное содержание государственных служащих состоит примерно из одних и тех же составляющих. Среди них: должностной оклад (составляет от 1 тыс. рублей до 5 тыс.), надбавки за классный чин (от 705 руб. до 2 900 руб.), особые условия государственной службы – повышенная нагрузка, переработки (от 60% до 200%). Доходы чиновников также формируют выплаты за работу со сведениями, являющимися гостайной,  надбавки за выслугу лет, премии по результатам работы, «северные» надбавки, отпускные выплаты, праздничные премии и другие. Подробно с этими данными можно ознакомиться в тексте самого закона.

Однако все эти составляющие доходов госслужащих все-таки не могут оправдать те миллионы, которые указаны ими в декларациях. Значительную разницу между зарплатами чиновников во многом объясняет использование властью при начислении денежного содержания госслужащим 16-ой статьи вышеназванного закона — «Ежемесячная (персональная) надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в работе». Именно эта статья дает право губернатору и председателю думы по своему усмотрению устанавливать надбавки «за сложность, напряженность и высокие достижения» чиновникам в неограниченном размере. Для отдельных чиновников они могут составлять 200%, 300% и даже 700%, что ведет к значительной дифференциации в доходах госслужащих.

Это кажется логичным, если учесть, что приглашенные специалисты часто не имеют определенных надбавок или нужного стажа работы. Однако злоупотребление данной возможностью создает определенное социальное неравенство среди руководителей одного уровня, что, естественно, ведет к демотивации и сказывается на результатах труда госслужащих.

Однако самой главной составляющей доходов государственных служащих могут являться  доходы от инвестиционной деятельности (она также прописана в законе), так называемым традиционным уходом от запрета занятия чиновникам предпринимательской деятельностью. Инвестиционная деятельность предполагает размещение финансов в ценные бумаги, денежные средства от которых и получают чиновники. Плюс к этому еще могут прибавиться и паи в управляющих компаниях.

Только, по мнению ряда экспертов, в этом деле не все чисто. Такая деятельность госслужащих может таить в себе формы коррупционности, которые юристы образно называют «скрытым подкупом». Суть его в том, что чиновнику напрямую либо опосредованно передаются акции тех или иных российских эмитентов по минимальной стоимости. Часто это делается в рамках допэмиссий ценных бумаг, которые происходят на основании решения совета директоров акционерных обществ. Акции в свою очередь могут передаваться в распоряжение и пользование тем или иным физическим лицам. В принципе – любым.

Возможно, именно этот критерий и дает возможность югорским  госслужащим иметь миллионные доходы, в десятки раз превышающие среднюю зарплату в регионе (около 42 тыс. рублей в месяц). «ЮграPRO» недавно проводило опрос на тему доверия декларированным годовым доходам чиновников. По результатам опроса стало ясно, что большая часть респондентов – 57% – приводимым в декларациях чиновников  данным не верят. Ещё 26% верят доходам в зависимости от личности чиновника, 14% верят доходам только в зависимости от приведенных данных. И только 3% респондентов полностью доверяют декларациям госслужащих.

Итоги опроса дают возможность сделать вывод, что высокие доходы региональных чиновников никак не прибавляют им доверия населения, которое и без того постоянно снижается. Примером такого снижения можно посчитать результаты «Единой России» на последних выборах, в ходе которых партия власти набрала лишь 44% голосов избирателей из запланированных ранее 65%. Возможно, именно высокие зарплаты чиновников стали одним из факторов потери популярности правящей партии в Югре.

В целом очевидно, что сегодня проблема различия доходов представителей власти и простых граждан звучит достаточно остро — как в Югре, так и во всей Российской Федерации.

Рубрики: Общество, Политика. Метки: , , , , , , .


Рейтинг новости:

723
Просмотры:
9
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Timur:

    Первый канал представляет новую телевизионную популярную и знакомую каждому семейное денежное шоу Кто хочет стать миллионером.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Наверх ↑